Государство как черный риэлтор

Новый способ отъема квартир у населения предожил Объединенный народный фронт к грядущим выборам.

Как водится, название придумали красивое — «обратная ипотека», да и описание не подкачало: пенсионеры, дескать, теперь смогут получать по 40 тысяч дохода вплоть до своей смерти. Правда, с маленькой оговоркой: за это старикам придется завещать свои квартиры государству.

Предпосылки таковы: население России стремительно стареет, пенсионеров становится все больше, а работающего населения все меньше. А впереди еще и «демографическая яма» — последствия 80-90-х годов, когда население практически не воспроизводилось, зато очень стремительно убывало. И эту проблему надо как-то решать. Денег в бюджете, можно сказать, нет — он у нас опять будет дефицитным, впервые после «тучных нефтяных лет». Предприятия, заводы, пароходы — все уже приватизированы. Нефтянка и газопровод и так работают на полную мощь, обогощая, впрочем, в основном, чиновничество и сами корпорации. Лишних денег у народа, в общем-то, нет. Но есть важный, заработанный еще в советское время, капитал — жилищный фонд. Практически у каждой семьи нынешних пенсионеров в собственности есть квартира. И эти квадратные метры дорожают год от года. Раньше на них зарились, в основном, «черные риэлторы» и мошенники разных мастей. Теперь на жилье пенсионеров обратили внимание и политки, которые предложили простую на первый взгляд схему: пенсионер получает кредит, пользуется им до конца жизни, а после смерти его квартира идет в погашение такой «ипотеки наоборот». То есть — нынешнее молодое поколение платит ипотеку практически «до гробовой доски», а старое — «после гробовой доски». Такой вот круговорот квартир в государстве.

Но разработчики программы, конечно, делают акцент на ее плюсах. Мол, пенсионеры смогут получать в месяц дополнительно 1,5 пенсии! Действительно, заманчиво — в регионах это порядка 13 тысяч рублей, а в Москве — 30-40 тысяч рублей. Можно, говорят, разработчики, и пожить напоследок: позволить себе и покупки, и отдых в санаториях или загранией, и качественное лечение. И все это — пожизненно, сколько бы лет не прожил человек. Но вот в чем подвох — российский мужик в среднем еле-еле доживает до пенсии (средняя продолжительность жизни у мужчин в России 60 лет), а женщины — до 72 лет. Но для «долгожителей» у авторов «ипотеки наоборот» припасен «сюрприз» — воспользоваться всеми предлагаемыми благами можно только после 68 лет, что при нашем уровне и продолжительности жизни, а также состоянии здоровья наших стариков, вообще теряет всякий практический смысл и становится похоже не на выгодную сделку, как нам преподносится, а на подарок государству. Очередной. И посмертный.