«Аборт — это безусловное зло»

Православные священнослужители об абортах и биотехнологиях

29-30 сентября 2011 года в Твери состоялся Всероссийский съезд православных врачей. Участники съезда обратились с письмом к Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву, председателю правительства РФ В.В.Путину, председателю Совета Федерации В.И.Матвиенко и председателю Государственной Думы Б.В.Грызлову. Они призывают руководство страны:

запретить рекламу абортов;

запретить использование абортивных тканей в коммерческих и биотехнологических целях;

запретить суррогатное материнство;

внести в Форму добровольного информированного письменного согласия на производство аборта пункт об обязательном прохождении беременной женщиной процедуры прослушивания сердцебиения и ультразвуковой визуализации плода, а также пункт об обязательном прохождении ею собеседования с клиническим психологом, закрепив данную Форму на уровне закона, а не подзаконного акта;

вывести производство аборта по немедицинским основаниям из перечня услуг по обязательному медицинскому страхованию;
включить лекарственные средства для медикаментозного аборта в список средств, подлежащих контролю на территории РФ (по аналогии с Постановлением Правительства РФ №681 от 1998 г.);

определить статус людей, имеющих право на вспомогательные репродуктивные технологии, следующим образом: «На применение вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ — имеются в виду искусственное оплодотворение, суррогатное материнство и т.п.) имеют право мужчина и женщина, состоящие в браке, при наличии диагноза бесплодия и обоюдного добровольного согласия на медицинское вмешательство»;

удалить из текста законопроекта положение о праве одиноких женщин на применение ВРТ как нарушающее право ребенка иметь отца.

Мы попросили священнослужителей прокомментировать этот документ.

Главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский согласен с большинством пунктов обращения врачей к Президенту. «Что касается запрета на аборты, то тут двух мнений быть не может. И дело даже не в том, что Церковь относится к зачатому ребенку как к полноценному человеку. В первую очередь, женщина должна осмыслить и осознать свое решение. Я помню, как в студенческие времена многие девчонки радовались тому, как быстро и легко проходит микроаборт, а потом для них это превращалось в жизненную трагедию», — приводит он пример.

«Во многих странах есть так называемые «сутки молчания», когда женщине дают время на то, чтобы все взвесить и принять окончательное решение. Вот это вполне нормальный метод, — говорит отец Максим. — И выдвинутые православными врачами предложения вряд ли кого-то смутят, — кроме тех, кто зарабатывает деньги на абортах и связанных с этим биотехнологиях».

«Что касается вспомогательных репродуктивных технологий, то тут вопрос не такой простой. Врачи, видимо, сочли, что эти технологии в будущем могут обернуться попытками людей, состоящих в однополых сожительствах, завести детей. А что касается ВРТ для одинокой матери, то не думаю, что здесь следует вводить запрет. К чему это может привести? К созданию фиктивных браков, или зачатию детей от первого встречного? У нас и так сегодня кризис семьи, отцовства, а если женщины хотят иметь детей, в этом нет ничего плохого», — заключил священник.

Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге, одобрил проведение подобных съездов: «Тем более, тема абортов очень серьезная и актуальная для России, это трагедия нашего народа, и в духовном смысле и в демографическом».

«Вообще здесь необходимо реформировать всю систему законодательства. И самый адекватный пример дает нам Польша, которая была когда-то частью Российской империи, ее ментальные традиции достаточно близки к нам, а сегодня она входит в Евросоюз, то есть ее не упрекнешь в «нецивилизованности». Так вот, там аборты запрещены вообще, кроме случаев по особым показаниям. И нам надо выходить на этот нормальный цивилизованный уровень. У нас же просто уродуют женщин, после абортов они получают большое количество осложнений. И с духовной точки зрения аборт — это грех, и с психологической это серьезная душевная травма. Кроме того, появилась целая индустрия, которая делает бизнес на абортах, и на изготовлении препаратов в том числе», — говорит он.

«Что касается искусственного оплодотворения, то я не имею ничего против самой идеи, хотя тут тоже есть негативные моменты, ведь в ходе процедуры уничтожают нескольких зародышей», — рассуждает отец Артемий.

«А что касается возможности предоставлять одинокой женщине право на зачатие и воспитание ребенка, то тут все зависит от конкретной ситуации. К примеру, я вырос без отца, и ничего — вырос человеком, — рассказывает священник. — Вообще хочется одобрить собрание таких врачей, я приветствую любые инициативы неравнодушных людей в этом отношении, поскольку проблема серьезная, и ставить ее надо на уровне государства».

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, согласился со всеми положениями этого обращения. «Аборт — это безусловное зло. Если в законодательстве есть положения, облегчающие совершение аборта, это очень плохо. Если неродившийся ребенок воспринимается как проблема, от которой надо избавиться, с общественной нравственностью не все в порядке», — сказал он.

«Все предложения, конечно, должны быть приняты. Важно, чтобы не было злоупотреблений в связи с принятием новых поправок к закону, как это часто, к сожалению, бывает в условиях повсеместной коррупции. Тогда то, что запрещено законом, можно делать полукриминальным образом, но дороже», — добавил отец Алексий.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, также поддержал православных врачей. «В обращении затрагиваются очень серьезные проблемы. В первую очередь это проблема нравственная. И если наше общество считает себя хоть в какой-то мере нравственным, оно должно признать совершение аборта преступным, допустимым лишь в исключительных случаях строго по медицинским показаниям», — сказал он.

«Все современные медицинские технологии, связанные с рождением человека, также должны подвергнуться глубокому нравственному осмыслению. К сожалению, в этой сфере царят безответственность и бесконтрольность», — добавил отец Тихон.