Национализм добрался до школ

Еще несколько лет назад мы с удивлением смотрели на погромы в эмигрантских кварталах европейских столиц, но теперь это стало делом обычным. Сейчас проявления ксенофобии и национализма уже никого не удивляют, и в любой криминальной сводке мы уже по привычке ищем национальность злодея.

Последнее место, в котором мы не искали проявлений национализма — это школа, однако социологи добрались и до нее. Несмотря на то, что лишь небольшая часть опрошенных признала межнациональную напряженность в школе серьезной проблемой, эксперты считают, что проблема гораздо мощнее и глубже.

Согласно опросу, проведенному экспертами Российского государственного социального университета в московских школах, подавляющее большинство респондентов отметили, что межнациональные отношения не вызывают значительных конфликтов среди школьников.

Более 70% опрошенных учителей ответили, что отношения между детьми разных национальностей выстраиваются очень ровно, более 60% учителей отметили, что среди учащихся различных национальностей не возникают конфликты. Лишь 4,5% респондентов согласились с тем, что национальная принадлежность сильно сказывается на отношениях в школе и ученики группируются по национальному признаку.

Однако, столь радужные оценки вызывают недоумение специалистов. Дети — наиболее чувствительная к каким бы то ни было отличиям социальная группа. При этом, стоит учитывать тот факт, что введение в Москве дисциплины «русский как иностранный язык», объявленное в начале осени мэром Москвы Сергеем Собяниным, очень ярко проиллюстрировало, насколько велико число учеников, которые даже не умеют говорить по-русски.

По словам эксперта по демографии Игоря Белобородова, потенциальную конфликтоопасную ситуацию создают не представители конкретных национальностей. Ее создает само наличие в одном месте носителей различных культурных кодов. Сам факт различия между национальностями автоматически выстраивает ряд барьеров.

О разности мировоззрений, подростковом самоутверждении и о том, чему стоит учиться у мигрантов, директор Института демографических исследований Игорь Белобородоврассказал Накануне.RU.

Вопрос: Некоторое время назад в Москве проводилось исследование на предмет межнациональных отношений в школе. Согласно результатам, отношения в школе нельзя назвать напряженными именно на национальной основе. Результат достаточно удивительный, учитывая ситуацию в стране. Как Вы оцениваете его?

Игорь Белобородов: Здесь несколько аспектов. Во-первых, имеет значение, в какой или в каких школах проводилось исследование. Если это школа, в которой младшие классы, да и другие классы состоят на 90% из людей конкретной национальности, к примеру, из мигрантов, то это одна постановка вопроса. Там и не будет межнациональной напряженности вследствие гомогенности исследуемых групп. Если там на 90% коренное население — та же самая ситуация. Если речь идет, в принципе, о небольшой совокупности исследуемых — о 2-3 классах, то это еще нерепрезентативно. Главное же — какая анкета и какой опросник был использован, потому что все сказанное противоречит логике жизни, во-первых, а, во-вторых, тому, что мы повседневно слышим, даже на бытовом уровне. Можно ради интереса сделать блиц-опрос, выйти с видеокамерой на любой улице в любом спальном районе более-менее межнационально представленный, и мы увидим совершенно обратную ситуацию. Проблема есть, она присутствует во всех возрастных группах, к сожалению.

Вопрос: Можно ли говорить о том, что конфликты возникают с участием каких-то конкретных национальностей?

Игорь Белобородов: Нет, это не говорит о том, что есть какие-то нации, с которыми сложно уживаться, не значит, что есть какая-то установка на конфликтность. При абсолютной равности всех народов и культур нет лучших, нет худших — они просто разные. Они равны перед законом, друг перед другом, но они очень отличаются. И это неминуемая причина коммуникативных, психологических, иногда, барьеров.

Вопрос: В таком случае возникает вопрос, а в каком возрасте и в каких условиях появляется вот эта культурная самоидентификация, которая стимулирует межнациональные конфликты?

Игорь Белобородов: Что касается возраста — конечно же это подростковый возраст, когда появляются наиболее агрессивные формы неприятия, и не только на межнациональной почве. Это тот возраст, когда в семье проявляются некоторые попытки подростка самоутверждаться. Это тот возраст, когда криминогенная активность в молодежной среде наиболее акцентированно тоже присутствует. Поэтому, имеет смысл проводить любое исследование на эту тематику в подростковых группах. В общем-то, достаточно сегодня просто проследить страницы в социальных сетях — в «Одноклассниках» в «ВКонтакте» — и мы увидим, как группы детей школьного возраста, студенческого возраста на своих страничках блокируются там именно по национальному признаку. Это тоже достаточно ярко говорит о том, что вряд ли это исследование можно считать объективным с научной точки зрения.

Я был бы рад признать эти результаты, порадоваться тому, что это действительно хорошо, что наша педагогика, наша система образования нашла какой-то ключик к сердцам молодежи и сумела примирить абсолютно различное мировоззрение, абсолютно различные культурные стандарты. Но это невозможно.

Вопрос: По какой причине?

Игорь Белобородов: Всегда при превышении критической массы приезжих будет проблема разного восприятия мира, абсолютно диаметральные подходы к тем или иным вещам. Причем, нельзя сказать, что мигранты стопроцентно не правы. Есть вещи, которым стоит у них поучиться. Допустим, тому, как одеваются девушки, приезжающие с Востока. У них есть определенные понятия о приличии, о целомудрии, о женской чести. Есть и у парней положительные стороны: очень многие из них — спортсмены, они гораздо реже прибегают к курению, к злоупотреблению спиртным. Это сильные стороны, им стоит учиться. Но если мы говорим безотносительно этого о проблеме межнациональной напряженности, то я вам скажу, что она обязательно присутствует.