«Общественное обсуждение» закона «Об образовании» – фикция

Очевидец назвал происходящее дурно спланированным и срепетированным спектаклем.

20 октября в Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные обсуждению новой версии законопроекта «Об образовании». Как пишет «Русская народная линия», обсуждение документа было похоже на дурно спланированный и срепетированный спектакль. Если надежды на объективное всенародное (Минобрнауки обещало, что слушания будут проходить в режиме видеотрансляции с регионами) обсуждение еще были до начала мероприятия, то в его ходе они только таяли.

Первым выступал председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, который отчитался о том, что новая версия законопроекта несравнима с первой: в ней учтены все замечания и пожелания. Собственно, о сути речи чиновника KM.RU уже писал. Далее все оптимистические высказывания Балыхина раскритиковал в своей речи член того же комитета Госдумы депутат Олег Смолин. По его словам, порочна концепция закона, поэтому отдельными доработками его не исправить. Как итог – развал системы образования. Однако не всем удалось услышать иное мнение о законопроекте: оказалось, что видеотрансляция во время выступления депутата неожиданно (или все-таки ожидаемо?) прервалась.

Следующим выступал замминистра образования Игорь Реморенко (какое грамотное чередование «за» и против»!), который, в свою очередь, критиковал идеи Смолина. Также он пообещал официально разослать текст законопроекта в регионы, а в ноябре уже положить его на стол президента.

Однако и это еще не было началом всего действа. Далее слово предоставили чиновникам из регионов, которые послушно, один за другим, заученно заявляли о необходимости скорейшего принятия законопроекта «Об образовании», без которого дальнейшая жизнь невозможна. Выступали не только руководители региональных комитетов образования: слово также дали учителю сельской школы, директору школы, студенту и другим нечиновникам. Таким образом, было показано как бы всенародное обсуждение документа. Однако все до одного после заученных фраз о том, что законопроект нужен как воздух, начинали рассуждать о своих собственных проблемах. В итоге оказалось, что документ много чего еще не учитывает, имеет недостатки и недоработки. Тогда как же его можно называть хорошим и удовлетворяющим потребностям общества?..

Впрочем, кульминация спектакля была впереди. Неожиданно для всех собравшихся два человека в зале пожелали выступить. Первым был член президиума Российской академии образования, доктор химических наук, профессор Евгений Ткаченко, который кратко и емко разнес все аргументы сторонников законопроекта. Он подчеркнул, что документ надо обсуждать, а принимать ни в коем случае нельзя, иначе в России неминуемо появится «огромный слой малообразованной и низко квалифицированной молодежи». Далее на трибуну поднялась представитель Торгово-промышленной палаты. Она рассказала, что ведомство также проводило свои слушания с видными экспертами, однако «реформаторы» игнорируют их и не говорят о них в своих речах. В итоге она пришла к выводу, что нынешние парламентские слушания – это лишь инсценировка всенародного обсуждения. Еще один мужчина из зала призвал выслушать мнение о законе реального народа.

После этих неожиданных заявлений организаторы мероприятия всерьез заволновались и растерялись. Зампред Госдумы Светлана Журова смогла лишь оправдывающимся тоном произнести, что до принятия законопроекта еще далеко (тогда, казалось бы, зачем все эти заученные просьбы из регионов о скорейшем принятии документа?), а все мнения будут непременно учтены. Совсем иным оказался Реморенко, который демонстративно благодарил только сторонников законопроекта. Только Балыхин в завершении заседания еще раз пообещал учесть все пожелания и замечания и поблагодарил разработчиков документа, которые, по его словам, являются опытными экспертами. Однако никто из этих самых экспертов не отозвался: то ли стыдно стало, то ли их просто не было…

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что данная редакция законопроекта не будет принята нынешним составом Госдумы, и это – своего рода победа общественности над чиновниками. Теперь остается надеяться, что новым министром образования станет человек с иными взглядами (но не стоит забывать о слухах, что им может стать именно Реморенко).

Между тем и у противников предлагаемого законопроекта «Об образовании» есть проблема, причем существенная: нет своего единого, удовлетворяющего всех документа. Именно этот пунктик и не дает им в полной мере удачно противостоять нынешним «реформаторам».

Эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев прокомментировал в беседе с обозревателем KM.RU прошедшие парламентские слушания:

– Сейчас законопроект «Об образовании» все равно имеет ту же концепцию, которая является глупостью, грубо говоря, тупостью. В этой концепции даже нет понятия «воспитание», нет ни одного слова о нем. У нас образование и воспитание тесно взаимосвязаны, но все-таки являются отдельными компонентами процесса просвещения. Эти определения разработчики даже не удосужились прочитать. Все привязываются к запятым, а это то же самое, что проверять заклепки на мосту, который стоит вдоль реки. Фактически законопроект и есть тот самый мост.

Новые стандарты ставших классов – это позор, с этим даже уже и Путин согласился. Когда мы увидели стандарты младших классов, то у нас волосы дыбом встали: хотят из младшеклассников сделать «творческую личность и проектантов». Должно быть «проектное мышление», а для этого их необходимо обучать компьютерной грамотности с первого класса. В итоге школу надо завалить компьютерами. Получится, как говорят ракетчики, гектар железа. Дальше идет нормативно-подушевое финансирование, когда деньги идут за учеником. То, что деньги идут не за учителем и дети идут не за учителем, – это уже нонсенс. Здесь идет четкое разделение на учеников и деньги, а учитель оказывается в стороне: его рассматривают как исполнителя услуг. То же самое – ЕГЭ. Тестовая система тут же разделяет учителя и ученика. Учитель натаскивает ученика, который становится рабом теста.

Говорят, что в закон внесут еще много всяких изменений, усовершенствуют, но черного кобеля не отмоешь добела.