Компартия жуликов и воров: о фильме «Казнокрады»

Двухсерийный художественно-документальный фильм «Казнокрады», показанный на днях по НТВ, хорошо вписывается в фактически начавшуюся предвыборную кампанию. Он посвящен резонансным расследованиям эпохи «застоя» — начатому в 1982 году делу московской торговой мафии, по которому был расстрелян директор Елисеевского гастронома Юрий Соколов и осужден на 15 лет бывший начальник Главторга Мосгорисполкома Николай Трегубов, и делу бывшего министра внутренних дел и друга Брежнева Николая Щелокова, обвиненного в коррупции и хищениях социалистической собственности и позже покончившего с собой.

Фильм явно направлен против ностальгии о советском прошлом, на которой обычно строит свои предвыборные кампании КПРФ. В качестве экспертов выступают следователи и оперативные работники, расследовавшие упомянутые дела, а также люди, лично знавшие Соколова и Щелокова. Исторических персонажей в художественных реконструкциях событий играют популярные актеры.

Нам демонстрируют, что и в позднесоветское время, как и теперь, существовали и коррупция, и казнокрадство, а боролись с ними только тогда, когда на то были политические причины. Так, все дело Соколова и торговой мафии в Москве, как уверяют авторы фильма, было затеяно Юрием Андроповым для того, чтобы нейтрализовать соперника в борьбе за пост генсека — главу Московского горкома партии Виктора Гришина, которому подчинялась столичная торговля. Но здесь получается хронологическая неувязка. Соколова арестовали 30 октября 1982 года, за 11 дней до смерти Брежнева. А в фильме подчеркивается, что директор Елисеевского очень долго не давал показаний. А значит, никакого компромата на Гришина к моменту смерти Брежнева и воцарения Андропова получить от него не было никакой возможности. По некоторым данным, Соколов заговорил только 20 декабря 1982 года, на 40-й день после кончины Леонида Ильича. Да и не было у Андропова особой вражды к Гришину, иначе бы он его десять раз успел отправить на заслуженный отдых даже за свое недолгое царствование. И под суд Соколова и компанию отдали только 11 ноября 1983 года, что никак не сказалось на положении Гришина, благополучно досидевшего на своем посту до прихода к власти Горбачева.

Я уж не говорю о пошлых сценах, когда в служебном кабинете Соколова ему прямо на столе поет тенор Большого театра, а сам Юрий Константинович предается пьяному загулу (на самом деле Соколов, страдая тяжелым сахарным диабетом, почти не пил). Или как следователь, чтобы завоевать доверие Соколова, отпускает его одного добыть в близлежащем гастрономе дефицитный чай «со слоном». А еще генералу армии Щелокову во время обыска выкручивает руку офицер КГБ.

Насчет Щелокова в фильме есть ударная сцена: в сентябре 1982 года он добивается от Брежнева ордера на арест Андропова, но люди Андропова, предупрежденные своим агентом в щелоковском окружении, нейтрализуют группу захвата. Эту версию впервые обнародовали два советских журналиста, эмигрировавшие в США и издавшие там биографию Андропова. Если бы такая попытка ареста Андропова имела место в действительности, то Щелокову пришлось бы стреляться не 13 декабря 1984 года, а на следующий день после смерти Леонида Ильича. Да и Брежнев, если бы уж вдруг решил арестовать второго человека в государстве, вряд ли бы стал делать это, не получив санкции Политбюро, да и производить бы арест стал в Кремле, с использованием надежных людей из своей охраны (личный опыт ареста Берии у него был). По замыслу авторов фильма, устраняя Щелокова и Гришина, Андропов расчищал дорогу к власти своему протеже Михаилу Горбачеву, который в фильме показан как чрезвычайно противный подхалим.

Да, Щелоков, 16 лет возглавлявший органы внутренних дел, любил дорогие подарки, проявлял страсть к антиквариату, щедро одаривал за счет казны своих родственников и друзей. Но политиком, стремившимся к власти, он никогда не был. И Андропов расправился с ним не как с опасным соперником, а в рамках кампании по борьбе с коррупцией и по личной неприязни. К тому же окончательная расправа с Щелоковым (лишение его званий и наград, что довело опального министра до самоубийства) произошла уже не при Андропове, а при Черненко.

Отражено в фильме и знаменитое «убийство на Ждановской» (тогда жертвой милицейского произвола случайно стал майор КГБ из секретариата Андропова). Зрителю наглядно демонстрируется, что и в брежневские времена милиционеры били, грабили и даже убивали задержанных, так что в практике нынешней полиции, как и в современной российской коррупции, нет ничего принципиально нового. Однако преступность в советской милиции все-таки была несравнима по масштабам с нынешней. В те времена население, как правило, видело в милиции свою защиту, тогда как полиция воспринимается главным образом как источник повышенной опасности.

Да и масштабы казнокрадства Щелокова и Соколова сегодня никого впечатлить не могут. Соколову инкриминировали хищение 300 тысяч рублей, а Щелокову — более полумиллиона рублей, причем значительную часть этих средств министр потратил на жилье своим родственникам и добрым знакомым (например, квартирами были облагодетельствованы дочь личного портного и бывший зять Николая Анисимовича). А еще МВД потратило более 36 тысяч рублей на живые цветы родным и близким Николая Анисимовича, списав их потом как возложенные к Мавзолею Ленина и Могиле Неизвестного солдата. Если взять курс тогдашнего черного рынка, то Соколов облегчил казну примерно на 60 тысяч долларов, а Щелоков — на 100 тысяч долларов. Даже если допустить, что один тогдашний доллар по покупательной способности соответствовал пяти нынешним, суммы не впечатляют. Семьи иных московских префектов при Лужкове в месяц зарабатывали больше.