ФСБ рассказала о работе цветовой шкалы террористической угрозы

Террористическая угроза может быть объявлена в любой момент в любом количестве российских регионов, следует из проекта указа президента, предложенного ФСБ. Повышенный и высокий уровни угрозы смогут устанавливать региональные антитеррористические ведомства, а руководитель Национального антитеррористического комитета — любой уровень в любых регионах. Чем выше уровень угрозы — тем больше полномочий у правоохранительных органов.

Федеральная служба безопасности расписала цветовые уровни террористической угрозы, о возможности введения которых говорилось в майских поправках в Федеральный закон «О противодействии терроризму». Порядок установления «цветовых» уровней опасности по закону определяет президент России, проект указа главы государства в четверг опубликован на официальном сайте ФСБ.

Как сообщалось ранее, террористическую опасность предполагается поделить на три уровня: повышенный («синий»), высокий («желтый») и критический («красный»).

«Синий» уровень угрозы будет объявляться при наличии неподтвержденной информации о готовящемся теракте, «желтый» — когда такая информация подтверждена, «красный» — когда теракт совершен или есть непосредственная угроза его совершения, следует из проекта указа президента.

Участия президента или парламента в установлении или снятии уровней угрозы не предполагается. Ранжировать опасность и устанавливать уровни фактически будут сами антитеррористические ведомства. Так, региональные антитеррористические комиссии и территориальные подразделения ФСБ в своих регионах смогут установить «синий» и «желтый» уровни опасности. Для этого им нужно только уведомить председателя Национального антитеррористического комитета (НАК). Об установлении «красного» уровня угрозы руководителю региональной антитеррористической комиссии придется ходатайствовать перед руководителем НАК. В представлении на имя руководителя НАК нужно будет указать, какая информация есть у региональных антитеррористических ведомств, а также предложить сроки установления «красного» режима и границы действия режима.

При этом сам руководитель НАК сможет устанавливать любой уровень террористической угрозы в любом количестве регионов, следует из проекта указа.

Максимальный срок действия того или иного уровня — 15 суток, следует из документа.

Любой уровень угрозы вызовет существенное расширение полномочий правоохранительных органов. Так, «синий» режим, в частности, означает проведение «внеплановых мероприятий по проверке информации» о возможном теракте, суть которых не разъясняется, и «инженерно-техническую разведку основных маршрутов передвижения участников массовых общественных мероприятий». «Желтый» уровень добавляет к мерам «синего» уровня внеплановые разыскные мероприятия «в пассажиропотоке на воздушном, водном, автомобильном, железнодорожном транспорте и в окружении потенциальных объектов террористических посягательств», а также усиление паспортного режима. «Красный» уровень угрозы помимо «синих» и «желтых» мер предполагает также «усиление контроля за передвижением автотранспорта» через границы региона, где установлен уровень опасности, а также «корректировку потоков» всех видов транспорта. Завершает документ напоминание о правах «человека и гражданина» — при применении антитеррористических мер их ограничивать нельзя, говорится в документе.

Россия постоянно находится «в ситуации синей зоны» (повышенного уровня опасности), указывает член президентского Совета по правам человека, руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

Авторы проекта не конкретизируют ни одного из вводимых терминов, допуская их расширительную трактовку, и не предполагают ответственности за решение об установлении уровней опасности для тех, кто их принимает, обращает внимание эксперт. «Это очередная попытка увеличения своего влияния и расширения полномочий (спецслужб. — «Газета.Ru»)», — считает Кабанов.

«Я давно выступал за то, чтобы были предусмотрены разумные меры парламентского контроля», — согласен депутат Госдумы Геннадий Гудков. Право устанавливать уровни опасности спецслужбам следует дать, но затем они должны отчитаться за это перед парламентом, пояснил парламентарий.

Инициаторы «цветовых» уровней опасности ссылались на опыт США и других стран. Впрочем, министерство нацбезопасности (МНБ) США в июне 2011 года отказалось от «цветовых» уровней угрозы. По новой шкале существуют лишь два режима специальных мер по обеспечению безопасности — «повышенной угрозы» и «неизбежной угрозы». Также МНБ может вводить специальный уровень угрозы, который распространяется не на всю территорию страны, а касается определенного перечня угроз. Основным контртеррористическим законом США является «Патриотический акт», принятый после террористических атак 11 сентября 2001 года и в значительной мере расширяющий полномочия американских спецслужб, в частности, по контролю за частной перепиской, телефонными переговорами, банковскими трансакциями и перемещением американских граждан.