Что значит быть интеллигентом в наше время?

Феномен русской интеллигенции – уникальное явление в истории мировой культуры. То, что для нас является обычным, само собой разумеющимся и естественным, диковатым и быковатым европейцам и прочим кажется, ну прямо непостижимым…

Нынешняя «пена», оккупировавшая все СМИ, разрушающая и уничтожающая последние оплоты духовности, нравственности, моральные устои общества, пытающаяся навязать нам свои убогие ценности, цинично называя себя «совестью страны», «интеллигентами» и «цветом общества», подменила эти понятия, не понимая, что пена недолговечна, и как только схлопнутся «пузырьки», из которых она состоит, исчезнет и она сама.

Есть такой анекдот:

– Скажите, пожалуйста, какая разница между интеллигентом и неинтеллигентом?

– Это очень просто. Интеллигент говорит «Да», а неинтеллигент – «Ага».

– Большое спасибо. А вы – интеллигент?

– Ага.

Понятие «интеллигент» – типично русское. Интеллектуалы есть везде, а интеллигенты – только в России и нигде больше. Так что же это такое, загадочный русский интеллигент? Одни презрительно интеллигентами называют слабовольных, безвольных, колеблющихся и сомневающихся людей. Другие – в советский период – тех, кто получил вузовский диплом и работает по специальности. Но это понятие гораздо шире и глубже. На самом деле интеллигент – значит умный, понимающий. В этом ракурсе мы и попытаемся рассмотреть русского интеллигента.

В своём стремлении к будущему мы часто просто забываем о Человеке и видим в нём только преобразователя науки, техники и природы. Но ведь, с другой стороны, мы хотим чтобы он стремился к собственной гармонии, гармонии с окружающим миром и стал Разумным.

Человек Разумный – это не только понимающий, творческий, системно мыслящий, но ещё и интеллигентный, т.е. «болеющий болью» народа, человечества, человек. Постоянное искание правды, чуткая гражданская совесть и деятельное сочувствие народу – эти черты из поколения в поколение формировали феномен русской интеллигенции. Явление уникальное в истории мировой культуры.

К сожалению, многие из традиций русской интеллигенции утрачены, растворены в наше время пониженной требовательностью к себе и другим.

Немаловажную роль на формирование интеллигентности играло нравственное воздействие выдающихся личностей нашей истории и современности. Например, личности Ломоносова, Вернадского, Чижевского, Толстого, Достоевского, Чехова и др. Их «слово» и «дело» всегда были неразрывно связаны. Всё это оказывало огромное влияние не на одно поколение российской молодёжи и интеллигенции.

Например, супруги Вернадские. Вступив в борьбу с обер-прокурором Синода И.Г. Победоносцевым в 1892 г. добились разрешения на открытие в уезде общеобразовательных воскресных школ, подчинённых земству – местной общественности. Они ставили своей задачей широкую культурную работу в народе от организации кружков грамотности до создания передвижных библиотек и проведения лекций.

Никто их не заставлял – всё они делали, исходя из собственных побуждений, совести русских интеллигентов. Могли ведь они не делать этого, а «денно и нощно» работать на себя, над своей выбранной личной «высшей» целью, ради собственной славы. Но, жертвуя собою, своим временем, ради Отечества, они тем самым приближали Высшую цель для всего народа и человечества. А по плодовитости идей и плодотворности результатов им можно по-хорошему позавидовать… Они всегда имели человеческое достоинство и не теряли его.

С. Залыгин в статье «К вопросу о бессмертии» пишет:

«Человек, именующий себя интеллигентом, тем самым брал на себя совершенно определённые моральные обязательства. Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки. Человек, оскорбивший прислугу, незнакомого прохожего, мужика, приехавшего на базар, нищего, сапожника, кондуктора, в интеллигентной среде не принимался, от него отворачивались, но тот же человек, надерзивший начальству, а то и плюнувший ему в лицо (тогда говорилось «в физиономию»), вызывал полное доверие…

Но доносить нельзя было ни на кого, даже на начальника. На начальника можно было подать официальную жалобу, ещё лучше подать заявление об уходе с работы и изложением причины ухода: не хочу служить под начальством взяточника или ещё что-то в этом роде. Вообще грубость не допускалась нигде, кроме как в отношениях с начальством, – странно, но факт…»

Интеллигентность предусматривала мораль поступка и образа жизни, она и не была сословностью, и граф Толстой был интеллигентом, и мастеровой был им. Это подтверждается жизнью многих интеллигентов.

Так, внук крепостного крестьянина, генерал Деникин, боровшийся с советской властью в годы гражданской войны, стал сочувствующим во время Отечественной войны и оказывал содействие фонду помощи Красной Армии. Его возглавляла одна из представительниц дома Романовых, великая княжна Мария Павловна-младшая. А в годы первой империалистической войны императрица Александра Фёдоровна и две её дочери организовали лазарет и были в нём простыми медсёстрами, прислуживая простым солдатам.

Это были поступки интеллигентов.

Ещё пример. Великий русский певец Ф.И. Шаляпин, остановившись в Париже в 1927 г. после поездки по Америке, как-то возвращался с молебна. Перед домом он увидел большое количество оборванных и голодных русских беженцев – женщин, детей, стариков. Ему стало не по себе… И вот во время устроенного званного завтрака ему вспомнилась песня:

А деспот пирует в роскошном дворце,

Тревогу вином заливая…

На душе действительно было тревожно. На следующий день он передал 5000 франков батюшке, чтобы тот раздал их этим несчастным людям. Именно этот поступок истинного интеллигента и послужил причиной лишения Шаляпина звания Народного артиста республики и гражданства. На родине развернулась невиданная травля артиста, организованная комиссарами «Всерабиса» после статьи сиониста-большевика С. Симона.

Сам Ленин презрительно отзывался об интеллигенции. В общем-то, он правильно её ненавидел, потому что русские лучшие умы прекрасно видели, куда ведёт страну тупоголовый большевизм…

Ещё в 18-летнем возрасте будущий писатель В. Чивилихин прочитал бессмертное «Слово о полку Игореве» и всю остальную жизнь посвятил поиску авторства «Слова», помимо своей писательской, журналисткой, публицистической и общественной деятельности. Его волновали проблемы Байкала, русских лесов, эрозия почв, отравление рек, загрязнение воздушного бассейна и т.п. Он посвятил себя изучению русского народа, писал, боролся, спорил, доказывал, считая это своим гражданским долгом, отдавая всего себя любимому делу. Может быть, потому так рано ушёл из жизни.

Он опроверг ту версию расшифровки «Слова», которую предложил самый удобный для власти «интеллигент» – академик Д. Лихачёв, считавший, что нам – русам, достаточно и тысячелетней истории, т.е. со времён крещения Руси.

Здесь следует дать образ академика Лихачёва (лихачом он был во всём). Как-то он давал интервью по телевидению во время встречи с молодёжью. И вот что на ней он рассказал о себе. После ареста его сослали на Соловки, куда однажды на свидание к нему приехали родители. Вечером на поверке должны были каждого десятого расстрелять. Лихачёв узнал об этом и спрятался среди сложенных брёвен, откуда и наблюдал картину вывода из строя каждого десятого для расстрела. Понятно, что вместо него мог быть расстрелян кто-то другой.

Лихачёв свой поступок объяснил так: тот, кого расстреляли, был наверняка каким-нибудь трактористом или рабочим, а вот он стал академиком, поэтому более важен для государства… А нам его в 70-х преподносили как истинного советского интеллигента, как саму совесть, как человека, которому следует подражать…

Последняя работа В. Чивилихина называется «Память», про которую Л. Леонов сказал, что по ней мерится «интеллектуальная значимость литератора».

А позиция другого русского писателя-интеллигента В. Распутина по защите «экологии духовности»? Да, настоящий интеллигент не только словом, но и делом показывает свою любовь к Отечеству, к его истории, культуре.

Это в полной мере относится и к рядовому А.А.Черкашину, который в грозные и горестные дни 41-го года в оглушающей тишине между боями впервые узнал о многотрудной и до сих пор полной тайн жизни Пушкина-человека. Тот, кто рассказал ему о Пушкине, погиб. И вот тогда он дал себе зарок: «Если останусь жив, изучу биографию Пушкина – это мой солдатский долг перед памятью тех, кто его любил, кто последние минуты жизни говорил о нём».

Зарок стал целью жизни – Высшей целью – и через 46 лет он смог сказать, что сдержал солдатское слово. Несмотря на то, что был инвалидом и четырежды раненым, он находил каждый день по 3-4часа для составления родословной Пушкина. Лишь через 20 лет начал вырисовываться «скелет» родословной. Это был огромный и самоотверженный труд, проследивший родословную Пушкина на протяжении свыше 1000 лет, на фоне истории России.

Черкашин выяснил, что в роду Пушкина весь цвет и гордость русской истории: А. Невский, Д. Пожарский, М. Кутузов, Д. Донской, Владимир 1, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и другие. И за всю историю из рода Пушкиных никто не запятнал честь фамилии, честь родной земли, Пушкины всегда были с Россией.

Родословная объясняет любовь поэта к отечественной истории, его пламенные слова: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог её дал».

Исследование Черкашина – это подвиг настоящего интеллигента, если ещё учесть, что он не имел специального образования и, вначале, его игнорировала официальная наука.

Признание пришло позже. Это типичный ход официальной науки. Выстроив пирамиды в каждой области научных знаний с «корифеями» на самых вершинах, она «пущает» не каждого на свои иерархические уровни. Чтобы попасть туда, нужно иметь, как минимум, учёную степень. Но и этого мало. Нужно ещё разделять парадигму, которой придерживаются корифеи, иначе тебя объявят лжеучёным, невеждой, шарлатаном.

А что понимают под интеллигентностью в наше время?

К сожалению, в наше время под интеллигентностью часто понимают лишь образование, вернее «образованщину» или принадлежность к социальной прослойке, не занимающейся физическим трудом. Поэтому у таких «интеллигентов» часто атрофировано чувства Родины, патриотизма – оно для них сродни «кошачьему чувству» собственного угла. Родина там, где хорошо, и т.д. Это временщики, поэтому они так легко меняют своё Отечество на чужое – где больше платят и просто, где можно подороже себя продать и не отягощать себя проблемами народа, среди которого живёшь.

В свое время «гитарист» Б. Окуджава в телевизионном интервью обозвал великого русского писателя М. Шолохова негодяем, подлецом, плагиаторщиком и т.п. эпитетами. Шолохова вся сионистская свора в течение всей жизни писателя травила психологически и морально, заставляя оправдываться перед всеми, что он сам написал роман-эпопею «Тихий Дон», а не заимствовал его. Несмотря на то, что компьютерный анализ, проведенный норвежцем, показал подлинность авторства Шолохова, писателя продолжали травить дальше.

В эту акцию включались и писатели-патриоты, не понимающие кто стоит за окуджавами, евтушенками и иже с ними. Так, крупный русский писатель В.П. Астафьев говорил о Шолохове, что будет счастлив, когда тот уйдёт из жизни… На могиле И. Бунина на кладбище Сент-Жаньев де-Буа он попросил прощения за всех нас «засранцев» за безпамятство и поклялся вернуть в Россию одного из крупнейших современных писателей – А. Солженицына… Очевидно, верно выражение, что нет пророка в своём Отечестве.

Вот так нас по библейски делят на части, натравливают друг на друга и управляют нами. А мы даже не пытаемся зрить в корень и продолжаем усердно и бездумно работать на паразитов. Почитайте «Протоколы Сионских Мудрецов», которые в советское время считали подделками, Однако время показало, что эта программа выполнена практически полностью.

После своего интервью где-то через месяц Окуджава ушёл в мир иной. А скорым временем у друга Шолохова нашли оригинал рукописи «Тихого Дона». Но никто не попросил посмертного прощения у М. Шолохова. Наши нынешние «интеллигенты» проявили здесь исключительную толерантность ко всем паразитам.

И совсем свежий пример. На материалы о нашей истории в свете концепции Н.В. Левашова, которые публиковались в местной газете (тиражом 15 000 экз.) и научных сборниках нашего ВУЗа, набросился доктор исторических наук, заслуженный деятель от неё же, считая это всё выдумками, лженаукой и т.п., обозвав авторов «революционерами», которые обязаны были согласовать все свои материалы с РАН прежде, чем их доносить до широкой публики.

Путём доносов, которые были характерны для таких «учёных» в советское время, он добился, чтобы нас вначале «попросили» из городской библиотеки, где каждый месяц проходили встречи с интересующимися нашей историей и концепцией Н.В. Левашова жителями города. Затем он добился и того, чтобы в газете прекратили регулярно печатать наши материалы. Но, надо отдать должное газете, она по возможности помещает некоторые материалы на своих страницах и после серии оскорбительных писем «учёного» и «разделяющих его точку зрения» в наш адрес, например, материал о видениях космонавтов на орбите и обзор материалов о преступлениях США…

Однако на вопрос нашего философа и историка к этому доктору наук «а как быть со многими фактами, которые не вписываются в существующую концепцию истории?», он ответил, что есть академическая наука, и академики лучше знают, что можно использовать, а что нет. Иначе говоря, эти факты просто нужно отбросить, потому что они мешают академической науке «правильно нас профанов учить», поэтому она эти факты и в упор не видит…

Оно и понятно – возраст, старческая и интеллектуальная близорукость, непосильный груз учёных степеней и званий, всяческих заслуг и т.п., склоняющих к земле и мешающих видеть окружающий мир за и перед собой.

Идёт подмена понятий. Вот уже интеллигентами стали обычные образованцы-«всечеловеки» типа наших «демократов-реформаторов», швыдких – революционеров культурной революции, новодворских, собчаков обоих поколений и иже с ними. Интеллигентами теперь стала называть себя вся сионистская камарилья России и обслуживающие их шабесгои. Но не за ними будущее России. Она переболеет интеллектуальным сифилисом и восстановит свой иммунитет уже навсегда.

Хотелось бы обратиться к соратникам. Не позволяйте своей душе лениться, стремитесь стать настоящими интеллигентами в русском понимании значения этого состояния души. Помните, у Н. Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь…

В наших руках наше будущее… Несите знания убеждённо.