Политолог-востоковед о Турции, курдах, войне

Политолог-востоковед о причинах обострения внутриполитической ситуации в Турции …

Турция подвергнется «более сильным» ударам, если страна попытается провести военные операции за пределами своих границ, заявил в среду официальный представитель Рабочей партии Курдистана Ахмед Денис, передает РИА Новости со ссылкой на Франс Пресс. «Турецкая армия подвергнется более сильному удару, если попытается провести операции вне границ Турции», — заявил Денис.

Ранее сообщалось, что в среду Турция уже начала наземную операцию с использованием авиации на севере Ирака для преследования и уничтожения боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана, напавших минувшей ночью на военных в приграничной турецкой провинции Хаккяри. В ходе этого нападения погибли 26 турецких военнослужащих, 22 получили ранения, в том числе 16 — тяжелые.

После этого в Северный Ирак вошел батальон спецназа турецкой армии, который начал преследование курдских боевиков на глубине трех-четырех километров. Вслед за ним на сопредельную территорию вторглись другие подразделения войск специального назначения, в том числе так называемые «горные коммандос», которые начали занимать стратегические высоты. Действия бойцов спецназа подержала артиллерия и авиация.

О политическом противоборстве в Турции в интервью «Русской народной линии» рассказал аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, доцент факультета международных отношений СПбГУ, кандидат исторических наук Александр Сотниченко:

Александр Анатольевич Сотниченко
В последние несколько месяцев после парламентских выборов, которые происходили в июне этого года, ситуация в Турции очень серьезно обострилась.

Партия справедливости и развития премьер-министра Эрдогана всегда была очень комплиментарна к курдам и курдскому политическому движению. Предыдущая политическая элита, которая находилась у власти в Турции с 20-х годов, идеологически базировалась на национализме. Она не признавала существование курдов как народа, курдского языка и т.д. Новая правящая партия признала курдов, стала опираться на исламскую идентичность курдов и турок, совершила для курдского меньшинства много реформ: был разрешен курдский язык, открыто курдское телевидение, курдские школы, была проведена программа переселения курдов обратно в деревни, которые были разрушены в ходе гражданского противостояния 80-90-х годов.

Курдам все это очень нравилось, и даже в прошлом году несколько курдских лидеров заявили о том, что партия Эрдогана стала первой турецкой партией, которая завоевала реальную популярность среди курдов.

Но перед выборами сложилась интересная ситуация, которая была связана не столько с курдами, сколько с турецкими националистами. Дело в том, что турецкая Партия националистического движения имела все шансы пройти в парламент — ее рейтинг был около 11-12%. И тогда партия Эрдогана подготовила программу по ее дискредитации. Прямо перед выборами в Интернете появляются видеоролики, где высшее руководство Партии националистического движения активно изменяет своим женам с посторонними женщинами — зафиксировано было около десяти человек. Вся верхушка партии вынуждена была подать в отставку.

С точки зрения правящей партии это должно было дискредитировать конкурентов, и за националистов не должны были проголосовать. А для того, чтобы переманить электорат националистов на свою сторону, Эрдоган резко усилил свою риторику в отношении террористов, сделал несколько резких заявлений о необходимости борьбы с терроризмом на юго-востоке страны, о необходимости трансграничных операций и т.д. Все это было очень негативно воспринято курдами.

В результате получилось, что партия Эрдогана погналась за двумя зайцами, но не поймала ни одного. Националисты все равно прошли в парламент, а курдская Партия мира и демократии смогла провести в парламент в полтора раза больше депутатов, чем на прошлых выборах 2007 года. И сами курды, которые до этого доверяли Партии справедливости и развития, стали склоняться к поддержке Рабочей партии Курдистана и ее крыла — Партии мира и демократии.

После выборов был еще ряд скандалов. В частности, один курдский депутат победил на выборах, но его не пустили в парламент, поскольку он сидел в тюрьме по обвинению в терроризме, хотя по закону его должны были выпустить. Все это курдов сильно настроило против Партии справедливости и развития, с которой до этого у них складывались весьма неплохие отношения.

Есть также и ряд внешних причин обострения ситуации. Поскольку Турция демонстрирует свою самостоятельность в регионе Ближнего Востока, то многим региональным силам это не нравится. Известно, что Северный Ирак с финансовой стороны полностью поддерживается США. Финансовые потоки от Ирака доходят и до последователей курдского сепаратистского движения в Турции.

Кроме того, недавно имело место заявление израильского премьер-министра Нетаньяху, когда он сказал, что, поскольку Турция ведет антиизраильскую политику, то израильтяне будут поддерживать Рабочую партию Курдистана.

Поэтому, благодаря совокупности внутренних и внешних политических факторов, в последнее время мы и видим резкое усиление террористической активности на юго-востоке Турции.