Независимые эксперты не доверяют версии о гибели «Локомотива»

Независимые эксперты считают необъективной доказанную летными экспериментами основную версию падения Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту — что катастрофа произошла из-за пилота, по непонятной причине нажавшего при взлете на тормоза.

По мнению некоторых специалистов, установленная несогласованность в действиях экипажа была только следствием трагедии, а причину следует искать в неполадках техники.

Официально Межгосударственный авиационный комитет пока не назвал причин падения самолета 7 сентября в аэропорту «Туношна», однако, по некоторым данным, в финальном отчете МАК, который уже начали готовить эксперты, будет фигурировать утверждение, что к катастрофе привело нажатие на педаль тормоза одним из пилотов. Опрошенные газетой «Известия» эксперты, летчики и специалисты по авиационным двигателям сомневаются в этой версии. О статьях, посвященных анализу летных экспериментов, связанных с катастрофой Як-42, пишет в четверг сайт «Заголовки.ru».

То, что в версии о вине пилота сомневаются специалисты, сообщил и источник агентства «Прайм». Летные испытания подтверждают лишь то, что самолет не может взлететь при торможении. Действительно, он мог упасть, если бы один из пилотов нажимал на педали тормоза, но что именно стало истинной причиной катастрофы, эксперименты не установили, уверен источник.

В минувшую среду была завершена серия летных экспериментов, которые должны были воспроизвести условия взлета Як-42. Специалисты Летно-испытательного института имени Громова полностью подтвердили основную версию о том, что самолет упал по вине одного из пилотов. По их мнению, летчик, по всей видимости, случайно нажал на педаль тормоза при взлете.

«Тормозил пилот или нет, достоверно установить невозможно, потому что датчиков, которые бы фиксировали воздействие на педаль, на Як-42 не стоит. Не ведется и видеонаблюдение за действиями экипажа», — заявил в интервью «Известиям» летчик-испытатель Андрей Гусев. По его мнению, тормозить могла сама гидросистема, возможно, из-за какого-то скрытого дефекта. «Валить вину на экипаж — самый легкий путь», — считает эксперт. Как уверен Гусев, так как МАК выдает сертификат самолету и при этом занимается расследованием катастрофы, для его экспертов «самолет — священная корова».

Летчик-испытатель Владимир Герасимов, ранее работавший в Министерстве гражданской авиации, Госавианадзоре СССР и принимавший участие в расследовании многих авиакатастроф, также считает, что причиной авиакатастрофы могли стать технические неполадки. По его словам, нарушения в работе гидросистемы заподозрили сразу после того, как в интернет попали фотографии с места гибели самолета. На снимках видно, что у колес была разрушена пневматика. «Мы видим, что полосы для разбега не хватило, значит, самолет что-то тормозило, что-то случилось или с гидравликой, или с двигателями», — сказал Герасимов.

Владимир Грудин, который расследует авиакатастрофы уже в течение 40, в свою очередь, считает, что к трагедии могло привести то, что самолет взлетал не на максимальном режиме. Так как при таком режиме расход топлива увеличивается, в авиакомпаниях летчикам настоятельно советуют топливо экономить, отметил эксперт. По его словам, предельный режим взлета также уменьшают, чтобы самолеты меньше шумели, поскольку люди, живущие рядом с аэропортами, часто жалуются на гул.

Непонятное поведение пилотов Як-42, когда один из них зачем-то тормозил машину на взлете, не могло стать причиной катастрофы, считает и старший научный сотрудник петербургского Института проблем машиноведения РАН, кандидат физико-математических наук Виктор Кулагин. По его мнению, к падению самолета могло привести редкое и малоизученное явление — срыв компрессора двигателя, возникающий из-за стечения обстоятельств природного характера.

«Медленный разгон был не от того, что тормозили. Не было тяги в двигателях, хотя они ревели и был полный газ, как и положено при взлете», — считает ученый. «Есть два этапа срыва компрессора. Второй, когда двигатель уже «чихает» и «кашляет», называется помпажем. А первый этап — когда на взлете происходит так называемый «тихий срыв компрессора», — поясняет эксперт.

Летчики с версией Кулагина не согласны. Как отметил Владимир Герасимов, если бы у двигателя было предпомпажное состояние, то это бы записал черный ящик, который фиксирует даже малейшее уменьшение оборотов двигателя. Ранее эксперты МАК установили, что техника работала в штатном режиме. Летчик-испытатель также считает несостоятельной версию о том, что причиной катастрофы стал взлет в стартовом режиме двигателей. По его словам, даже при взлете на номинальном режиме можно было выполнить нормальный взлет.

Критикуя версию о вине пилотов, эксперты в то же время не могут остановиться на другом альтернативном варианте объяснения причин крушения, но сходятся в одном: уровень расследований авиационных происшествий в настоящее время в целом ниже, чем 10-20 лет назад.

Вопросы, оставшиеся без ответа

Газета «Комсомольская правда», комментируя «самоубийственные действия» пилотов Як-42, задается вопросами, на которые следствие пока не ответило. Остается непонятным, пишет издание, почему летчики не прекратили попытки взлететь, после того как самолет проехал критическую отметку в 900 метров. Ведь на принятие решения было достаточно времени, и опытные пилоты не могли не осознавать, что взлет в таких условиях может стать роковым.

Также неясно, почему при недостаточной скорости для взлета пилот продолжал тянуть штурвал на себя. Как доказал эксперимент, пилоту нужно было приложить гигантское усилие в 64 килограмма, чтобы удержать штурвал при отклоненном до 13 градусов руле высоты. Отмечая, что для этого надо было с силой упираться в пол, газета пишет, что случайно нажать на педаль тормоза невозможно, так как она расположена высоко от пола.

Нет ответа и на вопрос, почему, когда самолет оторвался от земли, пилот не отклонил штурвал от себя, чтобы выровнять угол. Ведь при небольшой скорости набирать высоту надо под очень малым углом, чтобы двигатель набрал обороты.

Если признать верной версию о торможении, остается непонятным, почему пилот жал на тормоза при взлете. Эксперты в интервью газете «Московский комсомолец» предположили, что причиной может быть конструктивная особенность педалей в Як-42. Как пояснил авиаэксперт Александр Акименков, педаль состоит фактически из двух частей. Если нажимать только на нижнюю половину, самолет начинает двигаться вправо или влево — в зависимости от того, какая педаль нажата. Если же нажимать целиком, то подключаются правый или левый тормоз.