Расплата за «Прогресс»

Генеральная прокуратура настаивает на введении уголовной ответственности для работников коммерческих организаций за происшествия в космической сфере, если они причинили крупный ущерб. К подобному заключению в ведомстве пришли после окончания расследования произошедших в августе этого года аварий космического аппарата «Экспресс-АМ4» и корабля «Прогресс М-12М». Стоимость «Прогресса» оценивается в 650-700 млн. рублей. Новейший спутник «Экспресс» обошелся государству еще дороже: один размер страхового возмещения по нему составляет 7,5 млрд. рублей.

Напомним, 18 августа в расчетное время не вышел на связь «Экспресс-АМ4», запущенный с космодрома Байконур ракетой «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». И хотя старт и полет «Протона» прошли в соответствии с запланированной программой, в системе управления «Бриза-М» произошел сбой. В итоге «Экспресс-АМ4» был выведен на нерасчетную орбиту. А 24 августа с Байконура стартовала ракета-носитель «Союз-У» с «Прогрессом М-12М», который должен был доставить на МКС в том числе продукты, воду и оборудование. Однако космический грузовик упал над Горным Алтаем. Кроме этих ЧП весной после запуска был потерян аппарат военного назначения «Гео-ИК-2», а в конце прошлого года страна осталась без трех спутников, которые должны были войти в состав группировки «ГЛОНАСС».

По данным Генпрокуратуры, эти инциденты произошли из-за небрежности работников госпредприятий космической отрасли, подведомственных Роскосмосу, и «отсутствия со стороны Роскосмоса надлежащего контроля за принятием уполномоченными лицами соответствующих решений». Надзорное ведомство уже внесло в адрес главы Роскосмоса Владимира Поповкина представление с предложением привлечь виновных к дисциплинарной и материальной ответственности и принять меры к взысканию причиненного ущерба государству с виновных юридических лиц.

Сторонники ответственности за космические ошибки приводят в качестве аргументов тот факт, что на этих авариях Россия теряет не только гигантские деньги, но, что гораздо серьезней — престиж одной из ведущих космических держав. А во времена СССР, когда космическая промышленность полностью сформировалась, потери были сведены к минимуму, но если они происходили, то спрашивали за них гораздо жестче, чем сейчас.

Сейчас самое строгое наказание, которое грозит отдельному КБ или предприятию за космическую ошибку — выговор руководству или увольнение отдельных работников.

Однако существует и другое мнение. Как утверждают специалисты, дело тут не только в человеческом факторе и безответственности руководства, а скорее в системных проблемах, с которыми столкнулась отечественная ракетно-промышленная отрасль. Например, оборудование, которое используется, было создано еще во времена СССР. И срок годности давно истек. «Мне кажется, пока не изменится отношение к отрасли на самом верху, причем реально, а не на словах, только тогда можно надеяться, что что-то изменится к лучшему. Пока я этого не ощущаю. А я в этой отрасли с 58-го года и знаю, как было тогда и как сейчас. На сегодня созданный нами задел прочности, по сути, исчерпан. Ничего нового не делают, оборудование старое, изношенное, все разваливается. Обидно даже. Когда мы «Плесецк» строили, в землянках спали, чтобы все запустить вовремя. А сейчас …», — рассказал эксперт Института космических исследований РАН Юрий Зайцев.

Кроме того, очень остро стоит вопрос кадров. Вопрос кого наказывать вызывает недоумение в Роскосмосе. Сам Владимир Поповкин уже объяснял, выступая перед депутатами 7 октября, что «рубить головы с плеча» в космической отрасли не просто глупо, но и невозможно. «Вот с меня всё требуют: какие вы кадровые решения приняли? Но их тяжело принять — убрать-то легче всего, тяжело принять с точки зрения: а кого вместо него поставить? Там зачищено всё… У нас сегодня хотя средний возраст и уменьшился, вроде как красивая цифра — 41,5 год, но если разбить по годам, то получается, что порядка 45% — это люди шестидесяти лет и выше, остальные — это люди 30 лет, меньше сорока. И у нас получился как раз разрыв, это тоже последствия 90-х годов, когда молодые ребята, заканчивая вузы, просто не шли в отрасль, шли туда, где можно заработать, где можно выжить», – рассказал глава Роскосмоса.

В ракетно-космической отрасли на эту тему грустно иронизируют, мол, приманивали-приманивали молодежь «пряникам», только стали молодые специалисты приходить, а тут на тебе, уголовная ответственность, в ход пустили кнут.