Игорь Коротченко: американский «след» требует проверки

Член Президиума Общественного совета при Министерстве обороны РФ Игорь Коротченко 19 октября 2011 года Номер 42 (935)

Бывший генеральный директор ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» Игорь Ашурбейли, уволенный с этой должности в феврале 2011 года за срыв государственного оборонного заказа, недавно сделал ряд заявлений относительно своих планов выйти на военно-политическое руководство РФ с концепцией создания системы воздушно-космической обороны. Он также объявил о срочной необходимости формирования «параллельного» Концерна ВКО. Исходя из логики всего сказанного господином Ашурбейли, подразумевается, что именно он в конечном итоге намеревается возглавить Концерн воздушно-космической обороны.

Кроме того, Игорь Ашурбейли публично сообщил о небоеготовности системы ПРО Москвы и её неспособности осуществить перехват атакующих МБР, тем самым подорвав переговорные позиции России по вопросу её участия в ЕвроПРО. Понятно, что США и НАТО не будут вести на равных переговоры со страной, которая не может обеспечить противоракетную оборону своей собственной столицы, а следовательно — и в своем секторе ответственности европейской ПРО. Слова Ашурбейли были широко растиражированы зарубежными СМИ. Собственно, вскоре после скандальных заявлений Ашурбейли неблагоприятные для России события нарастали, как снежный ком: США начали подписывать одно за другим соглашения о размещении в Европе огневых и информационно-разведывательных компонентов ЕвроПРО.

Свои претензии выступить в качестве главного идеолога будущей системы воздушно-космической обороны России Ашурбейли подкрепил ссылкой на титул «сопредседатель вневедомственного экспертного совета по ВКО», хотя в действительности указанный «экспертный совет» — всего лишь некоммерческое партнерство, созданное по личной инициативе его «сопредседателя».

Между тем, исходя из интересов обеспечения национальной безопасности РФ, представляется необходимым внимательно, объективно и ответственно проанализировать ряд «темных пятен» в биографии Игоря Ашурбейли, которые по каким-то причинам «выпали» из поля зрения российских компетентных органов, проходивших в начале 1990-х годов сложный этап становления.

Начав бизнес-деятельность в качестве первопроходца азербайджанской кооперации (после выхода в 1988 году инициированного Михаилом Горбачевым закона «О кооперации в СССР») и учредив в Баку кооператив «Социум», очень скоро, в начале 90-х годов, Ашурбейли появляется в Москве. В ряде газетных публикаций утверждалось, что именно он в те годы возглавлял расположенный неподалеку от метро «Сокол» Ленинградский колхозный рынок. Фактом является лишь, что в 1991 году Игорь Ашурбейли сумел выйти на прямой контракт с генеральным директором полностью засекреченного в те годы НПО «Алмаз» Николаем Поляшевым. И не просто выйти, а закрепить и развить данный контакт.

Обращает на себя внимание, что «точкой входа» Ашурбейли в НПО «Алмаз» стало сделанное им Поляшеву предложение принять участие в качестве соучредителя «Международной биржи информации и телекоммуникаций» (МБИТ), которая намеревалась продавать коммерческую информацию о производственном потенциале советских промышленный предприятий, а также прежде недоступные базы данных таких, например, структур, как Центральный институт военно-технической информации.

Одновременно с началом деятельности МБИТ в Москве, Ашурбейли, учреждает в США фирму Socium international knowledge systems Inc., которая становится официальным представителем московской «Международной биржи информации и телекоммуникаций». Причем, Socium international knowledge systems Inc., предлагающая клиентам базы данных по предприятиям советского ВПК, открывается в Калифорнии, непосредственно в знаменитой Силиконовой долине — главном инновационном центре США, где сосредоточен передовой потенциал высокотехнологичных кластеров американской промышленности.

Учитывая, что контрразведывательное обеспечение американских фирм, расположенных в Силиконовой долине, относится к числу важнейших приоритетов в деятельности ФБР, не приходится сомневаться, что появление там в 1991 году советских представителей — самого Игоря Ашурбейли (в случае, если он посещал в указанное время США), либо лиц, представляющих его интересы, к тому же предлагающих столь специфический «товар», как информация о состоянии предприятий военно-промышленного комплекса СССР, однозначно попало в поле зрения американских спецслужб. Имел ли Ашурбейли контакт с представителями ФБР, и если да, то какое развитие получил этот контакт — один из ключевых вопросов, на который надо получить ответ.

В свою очередь, Socium international knowledge systems Inc. учредила еще три фирмы в США (одна из них — George L. Oliver Company, специализировавшаяся на продаже компьютеров и программных средств), и одну в России — АО «Социум» (Москва).

Достаточно быстро президент МБИТ становится полностью «своим» для генерального директора НПО «Алмаз» Николая Поляшева, и тот вводит Игоря Ашурбейли в свою семью. Остается лишь догадываться, на чем основывались подобные отношения. В появившихся в 2009 году в СМИ материалах утверждалось, что «И.Р. Ашурбейли организовал с ним ряд совместных фирм, формальным участником в которых являлась дочь Н.Н. Поляшева — М.Н. Поляшева».

Такой бизнес-альянс быстро дал свои результаты. Уже в 1994 году Ашурбейли становится заместителем генерального директора НПО «Алмаз». Не ясно, кто тогда помог ему пройти проверку и получить допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, учитывая, что на тот момент его отец проживал в одной из стран дальнего зарубежья, а мать не имела гражданства РФ.

Следует обратить внимание, что ряд источников утверждает, что «в период 1994-98 гг. И.Р. Ашурбейли создал ряд частных структур: ООО «СоциумТорг» (первоначально предприятие называлось ТОО «Социум Трейд Лтд», впоследствии оно было перерегистрировано в ООО «СоциумТорг»). В 1997 г. в составе его учредителей с пакетом 89% значилась американская компания «Глобал Энтерпрайзес ЛЛС» (Калифорния, г. Пало Алто). По состоянию на 2009 г. соучредителем ООО «СоциумТорг» является ООО «Бизнесцентр «Алмазный», принадлежащее двум компаниям из Великобритании — «Компания А+_Сооружение Лтд» и «Волд Виллас Рил Истейт Лтд» (UK, Лондон)». Это свидетельствует о коммерческих интересах И.Р. Ашурбейли за рубежом и его взаимосвязи с рядом лиц, которые могут быть мотивированы» западными спецслужбами» (конец цитаты).

В 1998 году Ашурбейли становится первым заместителем генерального директора НПО «Алмаз» и в том же году — членом исполкома Российско-британской торгово-промышленной палаты (с первой формой допуска!). В 2000 году он — уже генеральный директор НПО «Алмаз». Данное назначение состоялось, несмотря на то, что отец Игоря Ашурбейли проживал на территории одной из стран-членов НАТО.

В 2006 году в близком окружении Ашурбейли появляется гражданка США Яна Смелянски, которая в качестве его доверенного лица быстро занимает ключевые позиции. Будучи сотрудником Российско-британской торгово-промышленной палаты (Лондон), она одновременно становится исполнительным директором контролируемой Ашурбейли фирмы «ВПК-Сооружение». При этом ООО «ВПК-Сооружение» в 2008 году получает лицензию на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что свое положение в «ближнем круге» Ашурбейли Яна Смелянски использовала для установления и развития неформальных контактов с рядом российских граждан, в том числе, работавших ранее за рубежом и являющихся носителями государственной тайны.

«Особый статус» Яны Смелянски в окружении Ашурбейли также обуславливает её частные поездки из Москвы в США, Великобританию, другие зарубежные страны. Какова её подлинная миссия, что она делает за границей, с кем там встречается, кому и какую информацию передает?

Кстати говоря, сам Игорь Ашурбейли, являясь одним из российских секретоносителей, осведомленным в важнейших государственных секретах Российской Федерации, связанных с разработкой и созданием перспективной техники воздушно-космической обороны, а также состоянием ПРО Москвы, бесконтрольно путешествует по всему миру. Так, нынешним летом, уже после своей отставки, он, имея на руках первую форму допуска, посетил несколько стран-членов НАТО. Какими последствиями может обернуться подобная ситуация, надеюсь, объяснять не нужно.

Таким образом, имеются достаточные основания для проведения компетентными органами полномасштабной проверки в отношении Игоря Ашурбейли, которая должна быть инициирована незамедлительно.