Квадратура круга Гособоронзаказа

Оборонзаказ на 2011 год, ключевой для выполнения госпрограммы вооружений до 2020 года, может быть сорван, как и ГОЗ-2012. Об этом 10 октября заявил в Совете Федерации замминистра экономического развития Андрей Клепач. Его поддержал зампред Счетной палаты Валерий Горегляд. Он считает оборонные расходы одними из самых непрозрачных и наименее эффективных в бюджете. При этом по объему они — на втором месте, после социальных.

Шестого октября глава Минобороны заявил, что размещение гособоронзаказа на 2011 год «почти полностью закончено». «Из 580 млрд рублей осталось «пристроить» чуть более 20 млрд». Однако эти 20 млрд запланированы на ключевые проекты — строительство двух подводных ракетоносцев «Борей» с новыми стратегическими ракетами «Булава» и атомного подводного крейсера «Ясень» нового поколения.

Сюжет гособоронзаказа не сходит со страниц печати с мая, когда президент Медведев устроил разнос чиновникам за срыв плановых сроков. Вице-премьер Сечин и министр обороны Сердюков пытались в августе решить проблему. Тогда их наставлял премьер Путин. Сроки размещения заказа постоянно отодвигались. Последний истек в середине сентября. Медведев уже ругал чиновников за невыполнение оборонного заказа за прошлый год. Тогда из выделенных бюджетом средств не было освоено 30%. Годом ранее гособоронзаказ был выполнен наполовину.

Минобороны обвиняет предприятия в необоснованном завышении цены, в непрозрачности ценообразования, при котором прибыль планируется некоторыми предприятиями чуть ли не в восемь раз превышающая их расходы. Производители обвиняют минобороны в том, что оно закладывает рост инфляции в 2-3 раза ниже фактической и рентабельность падает до 5-7 процентов. При таких доходах невозможно не только внедрение новых технологий, но и восстановление производства, практически полностью разваленного в 90-е годы. И та, и друга стороны правы. И та, и другая стороны виноваты в хроническом невыполнении гособоронзаказов и программ вооружений.

В следующем году в Минобороны планируют оборонзаказ по новым правилам. Главное новшество, которое должно сильно облегчить жизнь промышленникам, это 100-процентная предоплата даже по тем контрактам, выполнение которых подразумевает сроки более года.

На своей первой пресс-конференции 11 октября новый первый зам. Минобороны Александр Сухоруков, отвечающий в военном ведомстве за обеспечение армии и флота современным вооружением, уточнил, что государство предоставляет возможность предприятиям брать под свои гарантии кредиты в банках, причем даже проценты по этим кредитам тоже обещает оплатить. Правда, если ОПК получит предоплату, от кредитов можно будет отказаться. Самое главное — для тех предприятий и компаний, которые работают на оборону, в ближайшие 10 лет выделят средства на технологическое перевооружение производственной базы. Это больше 3 трлн. руб. по федеральной целевой программе.

Сухоруков обещает предприятим рентабельность на уровне не ниже 20%, но при этом исключает накручивание прибыли головных исполнителей на затраты поставщиков и соисполнителей. При внимательном и пристрастном анализе иных цен, говорит чиновник, оказывается, что их можно безболезненно сократить на 15–20% от первоначально назначенных.

С трудом верится в то, что эти меры смогут переломить негативный потенциал, накопленный ОПК за последние 20 лет. Так, минобороны в начале сентября пообещало заключить контракты по ГОЗ-2012 к ноябрю этого года, а в это же время премьер Путин потребовал, чтобы гособоронзаказ на 2012 был сформирован не позже марта.

Два года назад, 26 октября 2009 года, президент Дмитрий Медведев на заседании в подмосковном Реутове на совещании по вопросам развития ОПК давал такие оценки оборонному комплексу: «За последние годы в модернизацию и развитие оборонно-промышленного комплекса вкладывались большие средства, все присутствующие знают какие. Результаты же пока, на мой взгляд, невысокие. К сожалению, продолжается политика латания дыр, цели опережающего технологического перевооружения отрасли не достигнуты, об этом нужно сказать прямо. Все это сказывается на качестве техники, поставляемой в наши Вооруженные силы и на экспорт».

Что изменилось за минувшие два года? Из-за проблем с размещением гособоронзаказа на крупнейших судостроительных предприятиях страны практически остановлено производство, в том числе стратегических атомных подводных лодок. Совсем недавно подписаны контракты с Московским институтом теплотехники (МИТ) – создателем стратегических «Тополей», «Яросов» и «Булавы». Для их производства требуется не менее 9 месяцев. Можно считать, что по этим позициям ГОЗ-2011 провален. По-прежнему сохраняется вторичность гражданского производства по отношению к ОПК, в то время как в остальном мире за последние 20 лет ситуация диаметрально поменялась. Там, наоборот, новые технологии в основном возникают в гражданской сфере и передаются в военную. Внедрение гражданских инноваций в производство вооружений удешевляет военную технику, поскольку окупается массовым производством гражданской продукции. Зато создана еще одна межведомственная комиссия, образованную для того, чтобы помочь найти общий язык промышленности и военному ведомству.

На проблемы с выполнением ГОЗ-2011 обратил внимание и главный военный прокурор Сергей Фридинский. Как он отметил, государство обманывают и поставщики, и заказчики. По утверждению Фридинского, каждый пятый рубль, выделяемый на оборонку, разворовывается.

И заказы вооружений, и цены на военную продукцию у нас абсолютно непрозрачны и спрятаны от общественности и независимых экспертов, под выгодным для коррупционеров грифом секретности. Хотя во всех цивилизованных странах этот процесс максимально открыт, секретности касается только 2–3% заказа. У нас же – 70%.