Москва: исследование межнациональных отношений среди учащихся

«Межнациональные отношения в школе связаны с общей ситуацией, прежде всего, социальной проблемой (неравенства, бедности)». К таким выводам пришли авторы анкетирования, проведенного среди столичных школьников и студентов с целью выявления уровня этнических проблем. Кроме того, среди молодежи низок уровень информированности о культуре других народов.

В Московском доме национальностей прошел круглый стол на тему «Московская молодежь: межкультурный диалог», где были оглашены результаты исследования межнациональных отношений среди учащихся московских школ, проведенного специалистами Российского государственного социального университета (РГСУ) совместно с АНО «Образование и консалтинг».

«Анкетирование закончилось только в сентябре, пока оглашаются первичные данные исследования. Нам еще предстоит проанализировать ответы респондентов и правильно их интерпретировать», — рассказал газете ВЗГЛЯД представитель организации «Образование и консалтинг» Григорий Кузьменко.

По результатам исследований, учащиеся ответили, что в их образовательном учреждении учатся примерно 22% армян, 18,5% евреев, 16% чеченцев, татар и украинцев — по 14%, дагестанцев — 7%, молдаван — 5%.

В самом опросе участие приняли русские, татары, тувинцы, дагестанцы, белорусы, армяне, украинцы, удмурты, буряты, мордвины, калмыки, осетины, ингуши, адыгейцы, евреи, грузины. Из них 85% — москвичи, а 15% родились в других регионах России, но проживают в столице долгое время.

По мнению преподавателей, в школах учатся 18% армян, по 11% украинцев и азербайджанцев, около 9% евреев, по 7% бурят и грузин и примерно по 4-5% татар, дагестанцев, калмыков, молдаван.

48% респондентов из преподавателей и учителей ответили, что национальная принадлежность никак не сказывается на отношениях между учащимися. 45% считают, что сказывается, но незначительно. А вот 4,5% указали, что сказывается сильно, дети группируются по национальному признаку.

На вопрос, возникают ли в учебных заведениях конфликты между учениками разных национальностей, более 61% ответили отрицательно, а почти 39% сказали, что возникают, но редко. Основными формами конфликтов 45% респондентов назвали оскорбления, 30% — словесные перепалки, 25% — драки.

На вопрос, как складываются отношения между учениками разных национальностей в вашей школе, 77% респондентов ответили, что хорошо и национальный признак не играет роли. Чаще общаются «со своими» и нет никакой напряженности у 15% учащихся. Но все-таки у 7,5% есть проблемы в отношениях с представителями других национальностей.

По мнению 20% респондентов, за последние пять лет отношения между учащимися разных национальностей улучшились. 44% считают, что не изменились, 21% думает, что отношения скорее ухудшились за это время.

По мнению 57% респондентов, отношения ухудшились в наше время. 25% учащихся считают, что межнациональные проблемы возникли еще во времена Советского Союза. В то же время у 36% позитивное отношение к СССР, а негативное у 11%.

Очень показательным оказался вопрос про происхождение поэмы «Витязь в тигровой шкуре». По мнению 15% респондентов, «Витязь…» относится к бурятскому эпосу, 16% считают его достоянием якутского народа, 2% — чеченского. Но все же большинство учащихся (43%) ответили, что это грузинское произведение.

«Межнациональные отношения в школе связаны с общей ситуацией, прежде всего, социальной проблемой (неравенства, бедности). К тому же дети приезжих часто не знают русский язык, недостаточно образованы, неспособны выдержать конкуренцию. А иногда москвичи видят в них конкурентов. Но, тем не менее, если грамотно, правильно выстроить работу в школах, то проблему можно свести к минимуму», — рассказала газете ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник ИЭА РАН Мария Котовская.

По словам профессора, проблема межнационального общения есть не только в школах, но и в колледжах. Это связано с недостаточной информированностью о культуре других народов. «Практически полностью отсутствует продуманная политика, в которой бы присутствовали, например, разъяснения о культуре других народов, о взаимодействии, о межкультурном диалоге. Все это очень важно для формирования нормальных интернациональных отношений среди молодежи», — отметила Котовская.

Мария Котовская подчеркнула, что конфликт на уровне школ чаще всего закрытый. «В Москве это проявляется в виде психологического дискомфорта. Каждое учебное заведение решает проблему по-своему. В каждом районе индивидуальная ситуация. В Центральном округе спокойно, а в Южном и Юго-Восточном дела обстоят сложнее», — сказала она.

Ранее на заседании Совета национальностей при правительстве Москвы обсуждались вопросы повышения эффективности работы по профилактике и предотвращению проявлений ксенофобии среди учащихся образовательных учреждений Москвы.

Первый замруководителя столичного департамента образования Игорь Павлов сообщил, что в настоящее время значительно возросла и будет продолжать увеличиваться сеть государственных образовательных учреждений начального и среднего образования с этнокультурным компонентом, а также школ с углубленным изучением русского языка.

В свою очередь представитель ГУ МВД России по Москве Виктор Бирюков подчеркнул, что профилактика межэтнической розни и вражды является приоритетным направлением работы правоохранительных органов. Для этих целей осуществляется совместная работа с общественными формированиями, диаспорами и другими организациями столицы. Он также отметил, что подобные профилактические меры являются весьма эффективными и дают ощутимые положительные результаты.