Брянск на грани провинциальной революции

Трагическая гибель трехлетней девочки под колесами лихачки всколыхнула город и вывела людей на улицы

В минувшее воскресенье в Брянске прошли траурные мероприятия, связанные с гибельюна пешеходном переходе девочки, трехлетнего ребенка, ставшего очередной жертвой российского дорожного хаоса. На поминовение девочки собралось более 300 человек – очень много для четырехсоттысячного города. Более того, поминальное мероприятие на месте ДТП, в котором погибла девочка, переросло в несанкционированный митинг. Его участники протестовали против того беспредела, который творится на российских автотрассах и во властных кабинетах. Это не первая акция в Брянске в связи с трагическим ДТП: ранее, 12 октября, на митинг у места гибели ребенка собрались около тысячи человек. Толпа перекрыла проезжую часть и требовала справедливого расследования инцидента.

Напомним, в пятницу, 7 октября около 17:15 московского времени, на Московском проспекте в Брянске, 20-летняя местная жительница Ирина Добржанская, управляя автомобилем Volkswagen Passat, совершила наезд на пешеходном переходе, обозначенном только соответствующим дорожным знаком, на 29-летнюю Анну Сивакову и ее 3-летнюю дочь Соню. Ребенок от полученных травм скончался на месте происшествия, мать с тяжкими телесными повреждениями госпитализирована. В отношении Добржанской возбуждено уголовное дело по ст. 264 УК РФ, ч.3 — «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Расследованием занимается Следственный Комитет России. В настоящий момент подозреваемая находится под подпиской о невыезде в психиатрической лечебнице: по некоторой информации, у Добржанской наблюдаются суицидальные настроения. Мать виновницы ДТП утверждает, что их дом угрожают сжечь вместе с семьей.

Известие о смерти ребенка на дорогевсколыхнуло город.Никогда прежде ни в Брянске, ни в других регионах России, гибель человека в ДТП не становилась поводом для выхода на улицы такого большого количества протестующих граждан. Возмущаться – возмущались. Ворчали, негодовали, бессильно матерились на интернет-форумах, просили помощи у журналистов, пытались добиться правды в полиции, обивали пороги судов и высоких кабинетов. По большей части – безуспешно. Потому что каждый – сам за себя. Наедине со своей бедой и беззаконием. Но вечно так продолжаться не могло. Рано или поздно гнойник людской апатии и разрозненности должно было прорвать. Прорвало в Брянске.

Кадры этого жуткого происшествия, снятого видеорегистратором, на прошлой неделе облетели весь Рунет. Московский проспект в городе Брянске. Интенсивное движение в обе стороны. К нерегулируемому пешеходному переходу подходит молодая женщина с ребенком. Она хочет перейти дорогу. Два ближайших к ней ряда движения останавливаются, пропуская ее. Пешеходы проходят бОльшую половину пути, но несущаяся по крайней левой полосе машина, не снижая скорости, сбивает девушку и ребенка…

Что было дальше? Что было с Соней и ее мамой, известно. А что было в городе после этого чудовищного инцидента? Была тишина. Какая обычно бывает у нас после очередного, Бог знает какого по счету, убийства на дороге. Безразличная, мертвая тишина со стороны местной ГИБДД, местной власти, людей, отвечающих за организацию дорожного движения. Впрочем, эта гнетущая тишина, как показали дальнейшие события, оказалась затишьем перед бурей. Маленький Брянск вдруг оказался на грани провинциальной революции. А, возможно, и не только провинциальной. Катализатором народных волнений, в том числе, стал, как это нередко бывает в последнее время, Интернет, Всемирная Паутина, объединяющая образованных, молодых, небезразличных людей с гражданской позицией. В Интернете появилось видео произошедшей катастрофы. Шокированные жители Брянска тут же принялись искать в прессе комментарии и разъяснения официальных лиц… Но не нашли их.

По городу поползли слухи о том, что данное происшествие пытаются «замять». Начали говорить о том, что у Добржанской есть влиятельные родственники, что у нее роман с сотрудником ГИБДД, имеющим высокопоставленного отца — сотрудника правоохранительных органов, что у нее дядя – сам вице-губернатор Брянской области Касацкий. В дальнейшем все эти слухи не подтвердились, однако сам факт их появления в стране, уставшей от чиновничьего беспредела, в том числе — на дорогах, представляется симптоматичным. Люди, переставшие доверять власти, не ждут от нее ничего хорошего и подозревают власть в причастности к едва ли не любому резонансному правонарушению. Привыкли. Тем более, что бездействие властей – это тоже причастность к преступлению. Это политика поощрения преступников.

Впрочем, говорить о том, что виновница случившегося в Брянске ДТП не имеет никакого отношения к властным структурам, пока рано. СМИ сообщают, что по окончании Кооперативного Института в Брянске девушка устроилась на работу в коммерческий банк, который расположен в здании местного МРЭО (Межрайонного регистрационного экзаменационного отдела) ГИБДД. Соответственно, она могла иметь знакомства среди сотрудников дорожной полиции. Если так, то не этим ли объясняется появление в прессе информации о том, что сразу же после ДТП была предпринята попытка удалить видео с камеры машины ДПС, находившейся на месте аварии?

Не меньше вопросов вызывает и то обстоятельство, что Добржанская ездила на автомобиле с «блатными» номерными знаками, похищенными на территории Белоруссии. На минувшей неделе в редакцию газеты «Брянск.ru» обратился житель Белоруссии Сергей, сообщивший, что увиденные им в сюжете одной из телекомпаний номерные знаки на автомобиле Volkswagen Passat принадлежат его девушке Марии. По словам Сергея, 25 сентября они с Марией поставили свой автомобиль Infinity с номерами «3333 НН – 7» на неохраняемую стоянку возле автосервиса в Минске. Когда Сергей увидел знакомый номер по телевизору, он поехал на стоянку и обнаружил пропажу номеров. 12 октября по факту кражи было подано заявление в РОВД Партизанского района Минска, которое сейчас находится на рассмотрении у следователя. Константин Шалькевич, начальник Управления информации и общественных связей МВД Белоруссии, подтвердил, что номера на машине виновницы брянского ДТП были похищены в Минске. И добавил, что по данному факту ведется проверка. ГИБДД по Брянской области, тем временем, уже, похоже, все проверила: представители ее пресс-службы сообщили СМИ, что машина Добржанской не угнана, в розыске не числится. А что касаемо «блатных»номеров, так, наверное, Добржанская с ними машину и купила, предположили в ГИБДД. С этим, впрочем, еще предстоит разбираться. Странно лишь, что все разбирательства начались только после того, как белорусские хозяева номеров увидели знакомые цифры на телеэкране и обратились с заявлением в местные правоохранительные органы. А почему же российские блюстители закона не уделили должного внимания тому факту, что гражданка России совершила наезд на пешеходов, управляя автомобилем с номерами другого государства? Почему не выяснили происхождение этих номеров? Почему Добржанскую вообще своевременно не лишили водительских прав? Ведь, как выясняется, за год водительского стажа она уже ЧЕТЫРЕ РАЗА привлекалась к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.

Вообще действия сотрудников ГИБДД в этой истории достойны отдельного комментария. То, что наша правоохранительная система выродилась и окончательно дискредитировала себя, в какой-то момент стало очевидным для всех. В том числе, для президента Дмитрия Медведева. Инициированная им реформа внутренних органов должна была стать, по замыслу самого Президента, механизмом глобального обновления структуры. Однако это обновление вылилось в банальное переименование милиции в полицию. Ничего не поменяв по сути, наши власти пытались преподнести обществу старый товар в новой упаковке. Общество подобный подарок не приняло, и, как оказалось, правильно сделало. Ошибки на федеральном уровне слишком болезненно отзываются на местах. Вполне возможно, что если бы реформа МВД была проведена качественно и вдумчиво, той же трагедии в Брянске удалось бы избежать. Как и других трагедий. Однако этого не произошло. Главной задачей новой полиции, также как и старой милиции, по всей видимости, являются функции зарабатывания денег и наказания сограждан. В то время как в современном цивилизованном обществе главной задачей дорожной полиции является обеспечение безопасности движения и предотвращение ДТП. Если бы так было у нас, если бы так было в Брянске…Маленькая девочка была бы жива, если бы сотрудники полиции контролировали ситуацию на пешеходном переходе, а не «скучали» в служебной машине. Маленькая девочка была бы жива, если бы автоинспекторы остановили машину, двигающуюся с явным превышением скорости. Маленькая девочка была бы жива, если бы руководство местной ГИБДД и вообще руководство города озаботились наличием разметки на магистралях города. Маленькая девочка была бы жива, если бы реформа МВД была полноценной перенастройкой системы, а не популистской сменой вывески и увольнением неугодных начальству сотрудников. Слишком много «если бы». По информации некоторых источников, полицией Брянска было зафиксировано более 30 нарушений городской и областной администраций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. А ведь властям на обеспечение этой самой безопасности деньги выделяются в рамках соответствующей федеральной программы. А в том же Брянске потрачено, по утверждениям источников, всего тысяч 80 рублей. Впрочем, человеческая жизнь сегодня в России стоит еще меньше.

Сейчас, после трагедии, брянские власти судорожно пытаются навести порядок на местных трассах. Как обычно, после того как грянул гром, началось экстренное латание дорог и нанесение дорожной разметки. Ведь на злополучном участке Московского проспекта, где погибла Соня Сивакова, не было самой элементарной «зебры» («Интерфакс» отмечает, что в месте, где произошло ДТП, происходил ремонт дороги, и часть полотна была снята вместе с дорожной разметкой. В связи с этим пешеходный переход не был обозначен «зеброй»). А если бы она была? Опять «если бы»… Обобщая, можно с большой долей уверенности предположить: если бы местная власть более чутко относилась к проблемам собственных жителей, если бы для местных мэра и губернатора главным было служение горожанам, а не высокому начальству, наверняка не было бы в городе стихийных акций протеста, не стал бы Брянск своеобразным символом народного гнева современной России. Хотя рано или поздно стихийные акции протеста, вполне возможно, вспыхнули бы в другом российском городе. Потому что людей давят не только на брянских дорогах, но и на трассах других городов России. Многих городов. И не только на трассах. Этот кошмар стал для нас обыденностью, чем-то привычным. У брянчан просто кончилось терпение раньше, чем у других.