Средний класс в Америке стал нерентабельным

Тридцать лет назад (цифра приблизительная) крупные предприятия поняли, что есть возможность выводить заводы за пределы США. Это был очень прогрессивный шаг: воздух становился чище, товары дешевле, а граждане имели возможность набивать свои дома всем по два-по четыре-по шесть-по восемь. То, что при этом появлялись безработные, остальных волновало мало.

По вполне понятной причине — ненужных людей было не так много, они представляли собой самый низкий, малообразованный и малодоходный класс. Находились другие работы — ремонтные, к примеру. Ну а кто не найдет — прокормим, слава Богу, страна богатая. А с нами такого не случится: мы учим детей, мы лечим людей, мы думаем в голову. Надо получать образование — и будут для тебя плясать лес и горы. И действительно, кормили без всяких проблем: жизнь одного неработающего тогда обеспечивалась с крохотной части налогов от 16 человек. Для сравнения сейчас — 1,6 человека обеспечивают одного.

Все остальные были довольны: средний класс укреплялся в своих позициях, платил по долгам, копил на старость, учил детей. Почему так было, возникает вопрос? Элементарно: такое возможно в квазизамкнутой системе. Корпорации блюдут одну вещь — выгоду. Им выгодно, чтобы все работало и никто не бузил. Поэтому проще пойти на уступки трэд-юнионам. Главное — чтобы ти-хо. Еще раз — это было не из-за любви к нам Корпораций, они любить не умеют. Так было просто выгодно. Мы все были до поры нужны.

Средний класс не только сам жил, но и давал жить всем, кто ниже — ремонтникам, ландскейперам, уборщикам, мелким рестораторам и булочникам…

И тут, в начале 90-х все и началось. Система открылась, причем почти в бесконечную емкость. Я встречала утверждения, что триггером сработала необходимость решать проблемы Y2K, но, думаю, идея просто носилась в воздухе. Вместо одного дорогого программиста здесь оказалось выгоднее купить пару-тройку, да хоть на вес, в Китае или Индии. Это тривиально дешевле. Подумайте сами — программист, который хочет себе дом и две машины, неконкурентоспособен против программиста, которому нужно три плошки риса в день. Я, конечно, утрирую, но идея ясна. Это касается не только программистов — но и бухгалтерии, инженерного дизайна, любой работы, которая может быть выполнена на компьютере. Эти люди в Америке стали нерентабельны. Nothing personal, ребята. В вас просто невыгодно вкладывать деньги, вы слишком дорогая и капризная игрушка.

С выведением за границу профессий уже среднего класса, как бы по волшебству, почти совпал резкий бум: ссуды на дома начали выдавать просто всем подряд. Многие винят в этом акт, принятый при Картере — CRA. Дескать, тогда на банки ну так надавили, так надавили. Как представлю себе эти задавленные банки, аж слеза прошибает. Но, во-первых, этот акт был принят в 1977 и никаких послаблений по части выдачи ссуд не предусматривал. Во-вторых, внутренний мой Станиславский как-то восстает противу обиды, нанесенной безответным банкам. Этот акт являлся естественным продолжением акта Гласса-Сигала, принятого в 1933 году, когда Федеральный резерв подписался обеспечить вклады золотом государства. Это называлось FDIC, входили в него на ту пору только очень заслуженные банки и прочее. Это тоже был некий сговор, об этом можно толковать, но к нашему разговору отношения не имеет.

То, что мы сейчас видим, описывается очень просто в рамках тривиальной школьной термодинамики: при открывании квазизамкнутой системы температура в перегретых областях начинает падать, а в холодных — расти. Стоимость труда в Китае постепенно растет, здесь — падает. Потихоньку выровняется, придет, скажем, к какой-то цифре долларов в час. Следующий вопрос, что при этом произойдет с уровнем жизни. И не надо забывать, что мировой рынок труда еще далеко не исчерпан.

Этот процесс — естественный и в рамках глобализации неостановимый. Корпорации не интересует жизнь среднестатистического американца. Я больше скажу, их и Америка-то особо не интересует. Рискну переиначить известное выражение: Корпорации отечества не имеют. Вы станете настолько бедны, что перестанете покупать товары в «Волмарте»? Не пугайте, при нынешних растущих, очень голодных до дешевых товаров рынках сбыта это их не особо волнует. Впрочем, думаю, на «Волмарт» денег хватит, а что еще нужно простому человеку для счастья?

Ошибка многих, на мой взгляд, заключается в том, что они думают, что Корпорациям есть великое дело до страны, называемой Америка. Не смешите мне тапочки, они давно стоят над странами. Глобализация им очень сильно в этом помогла. В чем-то правы те, кто на мой полл ответили — хватит кошмарить Корпорации, а то они обидятся. Да, кротость поможет выиграть несколько времени. А может и нет, зависит от выгоды. Опять таки — ничего личного, только бизнес. Пока им проще оставаться здесь, лоббировать в правительстве все, что надо. Ну знакомые все чуваки, ну договоримся-заплатим. Это тупо проще, да и жить тут пока удобнее, некая привязанность к месту еще будет какое-то время оставаться. А эти пускай голосуют.

Посмотрите на предложенные пути выхода из кризиса: увеличение налогов и сокращение расходов. Крутится все вокруг этого. И та, и другая мера в конечном итоге приведут к дефляции и росту безработицы. А вот создание рабочих мест никого, такое впечатление, не интересует. И знаете почему? Это требует больших вливаний — если взять хотя бы инфраструктуру, хотя это только один из возможных путей. Ну и зачем это Корпорациям? Ну нет у них к этому интереса. Да, есть отдельные «контактные» точки приложения, невыводимые за — нефть в Дакотах, газ в Огайо и Пеннсильвании. Что еще?

Мы все в этой лодке. Я, к примеру, учу студентов. Но Корпорациям уже не нужны дорогие специалисты, у них есть дешевые. Безработица среди недавних выпускников колледжей выше, чем среди людей старшего поколения: тут и сокращение рабочих мест и падение уровня образования. Все очень просто — вы образовывайтесь, как хотите, нам, в сущности, дела до вас нет. А какой смышленый парнишка, ежели попадется, так за него армия заплатит. У меня, кстати, таких становится все больше и больше. Вы лечите людей? Много врачей тоже не понадобится, а диагнозы будем ставить через интернет.

Мы не нужны им больше, они получили все, что могли, и растеклись туда, где выгоднее. Причем, говоря «мы» совсем скоро, боюсь, придется иметь в виду не «we, the people», но «we, the country».

Честно говоря, я не вижу выхода из этой задницы. Просто потому, что понимаю всю противоестественную естественность и обусловленность происходящего. К тому же, я прекрасно понимаю, что даже введение пошлин на ввоз товаров и услуг из Китая-Индии, так, чтобы outsourcing стал нерентабельным, абсолютно невозможно. Во-первых, это невыгодно корпорациям, во-вторых, может обидеться Китай. А мы ему должны. И много.

А мы можем продолжать шебуршиться, выбирать республиканцев, демократов, черта лысого… Впрочем, последний мог бы и помочь, но где его взять?