На виражах российского правосудия

Кисловодчанину Григорию Аскандарову благодаря своей настойчивости, опытному адвокату и справедливому правосудию удалось почти невозможное: добиться судебного решения о возврате стоимости автомобиля Toyota Land Cruiser 120 , возмещения понесенных убытков и… взыскания с ответчика компенсации за моральный вред. Подобные судебные прецеденты в истории отечественной юстиции свидетельствуют о том, что дело построения правового государства в России не безнадежно.

Обманутые надежды

13 мая 2009 года Григорий Аскандаров заключил договор купли-продажи (№ 1087) автомобиля Toyota Land Cruiser 120 с ООО «СБС—Ключавто Минеральные Воды». Выезжая со стоянки сервисного центра на трассу, Григорий Аскандарову казалось, что ощущение радости от управления культовым джипом не покинет его долгие годы. Однако уже 13 апреля 2010 года, ровно через неделю после планового техобслуживания автомобиля, радужные перспективы омрачились досадной поломкой, которая едва ни окончилась трагедией: во время движения по автостраде вышла из строя автоматическая коробка переключения передач (АКПП). К счастью, водителю удалось избежать ДТП. В тот же день за счет Аскандарова автомобиль был доставлен эвакуатором в центр сервисного обслуживания. Наивно было бы предполагать, что доставкой автомобиля мог озаботиться автосалон. Пережив стресс, Аскандаров потребовал заменить коробку передач во избежание рецедива. Однако руководство автосалона сочло, что этот сложный японский агрегат вполне по силам отремонтировать в сервисной станции. Автомобиль с отремонтированной коробкой передач вернули владельцу через 24 дня, а в документах указали — 15 дней. Стоимость ремонта составила 143 948 рублей, что свидетельствует о существенном недостатке, с которым продан товар. Аскандаров еще надеялся, что поломка коробки передач — нелепая случайность, досадное недоразумение. В конце концов, любая техника может выйти из строя. Но 3 октября того же года — за несколько метров от городского перекрестка — у внедорожника снова заклинивает АКПП, и только чудом Аскандарову удается избежать аварии . И снова, как и в первый раз, внедорожник был доставлен Аскандаровым на стоянку сервисного центра. И опять за свой счет!

Управлять автомобилем, у которого в любой момент может отказать коробка передач, значит, находиться под постоянным страхом наезда или аварии. Такая перспектива Аскандарова не устраивала.

Борьба за свои права

14 октября 2010 года Аскандаров направляет в адрес автосалона претензию, в которой просит расторгнуть договор-купли продажи и вернуть ему полную стоимость автомобиля, а также возместить убытки в виде вынужденного проезда на такси и поездах и выплатить компенсацию за моральный вред. Требования Аскандарова совершенно законны.

В соответствии со ст. 18 закона «О защите прав потребителей», в случае невозможности использования технически сложного товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцати дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать уплаченную за такой товар сумму.

При повторной поломке ремонт автомобиля занял 31 день, с 3 октября по 2 ноября 2010 года. Следовательно, оспаривать правоту Аскандарова — бессмысленно. Однако, несмотря на справедливые законные требования, руководство автосалона не собиралось возвращать Аскандарову стоимость автомобиля, тем более возмещать убытки и компенсировать моральный вред. Вместо этого, ему предложили совершенно неприемлемый, почти издевательский вариант выхода из щекотливого положения: обменять его автомашину на новую — с солидной доплатой!
8 ноября 2011 года в Минераловодский городской суд поступило от гражданина Аскандарова исковое заявление к ООО «СБС—Ключавто Минеральные Воды». Для исследования причин поломки суд вынес Определение о назначении судебной автотехнической экспертизы. Представитель Аскандарова на судебном заседании возражал против назначения экспертизы в АНО СОДЕКС МГЮА г. Москва, считая, что между этой организацией и дилерским центром сложились тесные контакты. В самом деле, автосалон дает работу эксперту, и тот, естественно, заинтересован в дальнейшем сотрудничестве. Но судите сами, возможно ли дальнейшее сотрудничество, если заключение экспертизы не будет отвечать интересам заказчика? Можно ли после таких аргументов считать данную экспертизу независимой? Невероятно, но истца даже лишили возможности присутствовать при демонтаже коробки передач, при ее опечатывании и составлении акта. Причем составление экспортного заключения тянулось несколько месяцев, как будто речь шла не об автомобиле, а о многоразовом космическом челноке… Адвокат Аскандарова уверен, что автосалон сознательно затягивал выдачу экспертного заключения…

Более того (случается и такое), эксперт однозначно так и не ответил на главный вопрос: в результате чего возникла неисправность в АКПП — неправильной эксплуатации автомобиля или производственного дефекта? Зато, несмотря на все издержки и расплывчатость некоторых формулировок, из экспертного заключения следует, что второй раз коробка передач вышла из строя из-за того, что при «сборке АКПП был поврежден упорный подшипник». Это повреждение фактически и стало причиной поломки АКПП. Отметил эксперт и тот факт, что «на буксирных проушинах отсутствуют видимые следы применения буксирного троса или каната». Это означает, что хозяин берег автомашину и не подвергал ее буксировке, что могло бы вывести из строя коробку передач. Более того, в судебном заседании эксперт пояснил, что при поломке АКПП рекомендуется его замена, а не ремонт в условиях дилерского центра. И только в самом конце, возможно для перестраховки или сложившихся партнерских отношений с дилерским центром, эксперт отметил, что «нельзя исключать и повышенную нагрузку на АКПП — «частые торможения и ускорения с величинами, близкими к максимальным».

В рекламных видеороликах японского автогиганта культовый джип Toyota Land Cruiser 120 без страха носится по бездорожью, преодолевает крутые подъемы в горной местности, поднимая облака песчаной пыли в безлюдной пустыне… Миллионы автолюбителей грезят таким автомобилем. А уважаемый эксперт предлагает нам призрачную версию, что новый культовый внедорожник, технически адаптированный к нашим условиям, может выйти из строя «из-за частых торможений и нагрузок», как «жигуленок» с двадцатилетним стажем… Тем не менее, минераловодский городской суд не внял доводам истца и своим решением отказал в удовлетворении иска. Причем в полном объеме ! Ответчику удалось помимо не выдерживающей никакой критики экспертизы, навязать суду еще и ничем не подкрепленную версию о том, что истец мог использовать автомобиль в профессиональных целях. Это при том, что договор купли-продажи был заключен с физическим лицом?! Трудно себе представить человека, который стал бы использовать новенький японский джип в качестве грузовика!

Оставалась надежда на кассационную жалобу. Правота Аскандарова в данном деле была настолько очевидной, что он решил идти до конца, несмотря ни на какие моральные и материальные потери.

19 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Григория Аскандарова, внимательно изучив представленные истцом доказательства, приняла решение, по которому договор купли-продажи признается расторгнутым и истцу должна быть возвращена стоимость автомобиля, а также возмещены все убытки.

Недобросовестные дилеры…

Компания Toyota входит в элиту мирового автопрома. Автогигант Страны восходящего солнца продал в прошлом году около девяти миллионов автомашин. Каждые несколько секунд с конвейеров заводов Toyota сходит новый автомобиль. Как и другие мировые автокомпании, Toyota дорожит своей репутацией, которая складывалась десятилетиями упорного труда конструкторов, инженеров, менеджеров, рабочих… В случае обнаружения конструкторских недоработок или заводских дефектов, носящих неустранимый или хронический характер, отзываются целые партии таких автомобилей. Компании готовы нести многомиллионные убытки, нежели потерять доверие покупателей!

Дилерские сети, разветвленные по всему миру, через которые реализуется львиная доля производимых на планете автомобилей, стараются в работе с клиентами соответствовать имиджу мировых брендов …Однако некоторые автосалоны не всегда добросовестно выполняют обязательства по гарантийному обслуживанию. Нередко заключают договоры купли-продажи на заведомо невыгодных для покупателя условиях. В спорных вопросах пускаются на различные ухищрения и уловки, чтобы отбить у покупателя желания жаловаться. Сколько сил, нервов и времени пришлось потратить Аскандарову, чтобы добиться справедливого судебного решения! Консультанты ООО «СБС—Ключавто Минеральные Воды» вместо цивилизованного диалога, строгого выполнения должностных инструкций вели себя как монополисты, для которых имеют значение только их личные интересы и выгоды . Они забыли о том, что всемирно известные автопроизводители доверили им не только продажу автомобилей, но и безупречную репутацию, которую необходимо не подрывать, а всячески поддерживать. А это возможно только с учетом законных прав потребителей, которыми мы все являемся.

Данный судебный прецедент может стать для обманутых покупателей своего рода путеводителем в борьбе за свои законные права и интересы с недобросовестными поставщиками товаров и услуг.

В этом смысле победа Григория Аскандарова имеет важное социальное значение.