Арктика уплывает от России

Российский ледокольный флот в ближайшее время планируется обновить. Но это вряд ли поможет выиграть битву за Арктику. Международное право таково, что новые площадки можно занимать явочным порядком. А Россия почему-то не торопится это делать.

Как заявил в среду президент ОСК Роман Троценко, строительство ледокольного флота и судов для освоения Арктики становится для Объединенной судостроительной корпорации приоритетным направлением работы. Так, в четверг на хельсинкской верфи Arctech Helsinki Shipyard Oy (СП финской STX Finland и российской ОСК) началось строительство двух ледоколов, предназначенных для работы на проекте «Сахалин-1». Предполагается, что суда будут спущены на воду весной 2013 года.

И это не единственные шаги России по обновлению ледокольного флота. Как уточняет заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, вопрос о способе размещения заказа на строительство одного атомного и четырех линейных ледоколов должен решиться до конца 2011 года.

Однако обладание самым мощным в мире ледокольным флотом не гарантирует России статус владычицы северных морей. Как отмечает директор НОЦ «Институт Арктики» Юрий Лукин, международные правовые нормы позволяют заявлять права на арктические ресурсы всем странам, а не только имеющим выход к Северному Ледовитому океану.

И желающие буквально становятся в очередь — ведь Арктика «скрывает» до 13% неразведанных мировых запасов нефти и до 30% природного газа. Среди главных соперников России — США, Канада, Дания и Норвегия, перечисляет ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. До конца 2014 года Дания подготовят заявку для Комиссии ООН по разграничению континентального шельфа для признания их исключительного права на разработку ресурсов Дания, Гренландия и Фарерские острова, входящие в Королевство Дания.

У Китая тоже есть арктический интерес: заместитель директора Китайского института полярных исследований Ли Юаньшэн не устает публично повторять, что китайская сторона заинтересована в более активном обмене научной, в том числе метеорологической информацией об Арктике. Сейчас китайцы зондируют возможность «пристроить» своих ученых на российские полярные станции, а также организовать полеты над Арктикой своих исследовательских самолетов. Вообще же Китай не раз подчеркивал, что ожидает от России большей открытости в исследованиях Арктики.

Даже «неповоротливая» Канада собирается до конца года огласить результаты исследований, доказывающие право страны на дополнительные 656 тысяч квадратных миль океана (операция, похожая на экспедицию Чилингарова). Кроме того, канадцы недавно провели близ Баффиновой земли и острова Элсмир военные учения «Операция «Нанук» с участием 1100 бойцов, что еще раз подтверждает серьезность их намерений.

Не дремлет и частный капитал. Так, не первый год ведет разведочное бурение в заливе Баффина (Гренландия) британская компания Cairn Energy. В следующем году начнет разведку на шельфе Аляски Shell. Намерен приобрести под строительство туристического комплекса 300 кв. км на севере Исландии китайский магнат Хуан Нубо, и этот шаг эксперты склонны расценивать как приобретение плацдарма поближе к Арктике. «По всей видимости, китайское правительство будет искать любые возможности, лишь бы обеспечить себе участие в строительстве и эксплуатации инфраструктуры в Арктике», — цитируют французские СМИ представителей Арктического института Стефанссона.

На этом фоне действия России выглядят несколько заторможенно. «Пока геологоразведочные работы по морям России лишены производственной базы (нет буровых платформ, ледокольного флота, судов сопровождения и др.), необходимых технологий и квалифицированных кадров», — констатирует гендиректор ВНИГРИ Олег Прищепа.

В частности, только начата разработка на сахалинском шельфе. Запуск первой очереди проекта «Ямал СПГ» отнесен на 2016 год. Старт работ по освоению трех участков Карского моря следует подождать до весны 2012 года. Эти акватории (наряду с Восточной Сибирью) на сегодняшний день, по словам Прищепы, признаются практически единственным источником наиболее масштабного прироста запасов и будущего развития добычи нефти и газа в России. Вместе с тем, геологоразведочными работами здесь охвачено лишь 2%, а поисковое бурение ведется лишь на 1% перспективных площадей.

«Если мы не начнем активно осваивать Арктику, если будем откладывать до той поры, когда у нас все будет хорошо, то мы проиграем соревнование другим странам», — констатирует замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.