Гражданский заслон чиновничьему произволу создается в Интернете

Два скандала с задержкой рейса самолета, пожалуй, помнят все читатели «РГ». Первый разразился в Иркутске, где губернатор региона, засидевшись на заседании, заставил пассажиров самолета около часа его ждать. Второй случился недавно в Казани. На этот раз 160 пассажиров на борту почти час ожидали, когда на борт соизволит подняться коммерческий директор авиакомпании «Татарстан» Лазар Илиев.

Разные регионы. Разные ситуации. Разные авиакомпании… Но истории тем не менее очень схожи. И по своему сюжету. И по тому, как он развивался.

В первом случае радиолюбитель записал переговоры командира экипажа самолета Андрея Литвинова и диспетчера иркутского подразделения Росаэронавигации, из которых понятно, почему задерживается самолет. А затем выложил их в Интернете. Разразился скандал. Интернет-пользователи, не скрывая возмущения, обсуждали поступок губернатора, называя его «феодальным». Случай в Казани предал огласке в своем блоге директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко, который был в числе пассажиров.

«Когда он наконец явился на борт, то, увидев, что я его фотографирую, решил изобразить из себя обиженного иностранца и спросил: «Do you speak English?», а дальше понес пургу насчет того, что я нарушаю его частную жизнь… Вот так одно зарвавшееся хамло, которое считает, что компания, в которой он работает, является его частной собственностью…»

После того как гневный пост Алексашенко процитировала казанская интернет-газета «Бизнес-онлайн», сетевое сообщество забурлило. Издание получило массу откликов от жителей Татарстана, недовольных сервисом местной авиакомпании.

А следовательно, нам не стоит молча взирать на беспредел чиновников и тех, кто притесняет наши права. Огласка их действий хорошая прививка от повторения ими подобных поступков.

Жаль только, что пока преданные огласке факты не всегда получают оценку правоохранительных органов. Татарская транспортная прокуратура вменила компании нарушение статьи 14.1, часть 3 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)» и статьи 14.8 КоАП РФ «Нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы». Обе статьи предусматривают денежные санкции, которые в совокупности могут вылиться для авиакомпании в штраф 50 тысяч рублей.

Авиакомпания лишь спустя неделю разместила на своем сайте официальное разъяснение, где, с одной стороны, как бы извинилась, а с другой — оправдалась. А в качестве компенсации с 15 октября пассажирам задержанного рейса были обещаны скидки при приобретении билетов.

— Прокуратурой в рамках закона предприняты все возможные действия по привлечению авиакомпании «Татарстан» к административной ответственности, — пояснил исполняющий обязанности татарского транспортного прокурора Андрей Прилуцкий.

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура также признала незаконной задержку рейса «Иркутск — Москва» авиакомпании «Аэрофлот» из-за опоздания на самолет губернатора Иркутской области. И, судя по всему, ограничилось все предписаниями.

Губернатор поспешил заявить, что сам лично не отдавал приказов о задержке рейса. И особо подчеркнул, что после взлета извинился перед пассажирами, а ткаже обменялся визитками с командиром экипажа самолета.

Губернатор даже заявлял о своем намерении «попить чаю» с храбрым летчиком, однако впоследствии ограничился только телефонным разговором. Но затем и вовсе началось непонятное, от правоохранительных органов потребовали разобраться, «почему сугубо секретные переговоры командира воздушного судна и наземных служб стали так широко известны». Вот , оказывается, что очень задело. Не будь записи переговоров — все было бы шито-крыто.

И прав Сергея Алексашенко, с чьей легкой руки закрутилась «казанская история».Суть, как он считает, не в размере штрафа, а в том, что этот случай показал, как пассажир может защищать свои права.

Блог-пост

Российские чиновники боятся виртуального пространства. И это, кажется, единственное, чего они еще боятся. Потому что в век «Твиттера», «Фейсбука» и ЖЖ нельзя бесчинствовать незамеченно. Безнаказанно — все еще можно. Незамеченно — уже нельзя. В прежние времена легко совмещалось и то и другое.

Когда 1 сентября 1983 года в небе над Сахалином при пролете над территорией СССР был сбит южнокорейский «Боинг-747», на борту которого находилось 269 пассажиров, газета «Правда» вышла с коротенькой заметкой на последней полосе, озаглавленной «Продолжал лететь в сторону моря». И советские граждане верили. Потому что тогда еще не было Интернета.

Когда в ночь на 26 апреля 1986 года случилась авария на Чернобыльской АЭС, Москва после долгих раздумий решилась выступить с информационным сообщением, состоящим всего из пяти предложений: «На Чернобыльской атомной электростанции произошел несчастный случай. Один из реакторов получил повреждение. Принимаются меры с целью устранения последствий инцидента. Пострадавшим оказана необходимая помощь. Создана правительственная комиссия для расследования происшедшего». Тем временем тысячи киевлян, как обычно, вышли на первомайские демонстрации — это было всего через пять дней после взрыва, и жители украинской столицы даже не представляли, какой опасности подвергаются. Потому что тогда еще не было Интернета.

Ролик, снятый на мобильник кем-то из гаишников на утреннем разводе во 2-й роте Омского ГИБДД и выложенный на YouTube, на днях стал причиной служебной проверки в УМВД по Омской области. На видео запечатлено, как капитан милиции распекает подчиненных за то, что они не успели задержать пьяных полицейских из Новосибирска и составили за предыдущую смену мало протоколов: «Я пока стоял, двух ментов засек… Одного с дежурки, а другого мы прое…ли, б…! Что за х…?! Почему восемь протоколов? Что, б…, четыре штуки не судьба была дописать? Что, б…, перетрудились? Вам сколько сказали писать? Давно на переработку не выходили? Вы за…ли меня все!» Видеозапись этого «рабочего совещания» появилась в Интернете, и начальнику областной полиции ничего не оставалось, как создать комиссию для проведения служебной проверки. «О результатах ее работы и принятых мерах будет сообщено в течение 10 дней», — говорится на сайте Управления МВД России по Омской области. Другая нашумевшая история. Рейс N748 авиакомпании «Аэрофлот» должен был вылететь из Иркутска в Москву в 13.00 по местному времени, но был задержан почти на час. Когда самолет начал движение на взлетную полосу, с командиром воздушного судна связалась диспетчерская служба аэропорта и дала распоряжение задержать рейс, чтобы дождаться посадки высокопоставленного пассажира. Командир борта ответил отказом. Запись переговоров попала в Сеть и была мгновенно растиражирована в СМИ. После чего высокопоставленный пассажир был вынужден принести публичные извинения рядовым пассажирам рейса.

Чиновник в нынешней России может позволить себе всё. Но его могущество не распространяется на социальные сети, блогосферу. И ему все чаще и тверже дают это понять. Он и сам уже проникается пониманием, что виртуальное пространство стало реальностью, с которой нельзя не считаться. А интернет-сообщество в свою очередь начинает осознавать свое влияние на власть и делает все, чтобы это влияние (а по сути протестное давление) не ослабевало. В России сегодня две партии — «партия телевизора» и «партия Интернета». Этот водораздел очевиден для всех, в том числе и для президента, сказавшего в беседе с руководителями трех федеральных каналов: «Повестка дня, перечень новостных событий не должны иметь драматического разрыва с Интернетом, другими СМИ». Интернет стал отдушиной для думающих людей. В брежневские времена об одном и том же говорили только на кухнях, теперь же, благодаря сети, в распоряжении граждан просторная публичная площадка для выражения мнений, трансляции настроений. Социальные сети же и блогосфера, чем дальше, тем уверенней становятся способом гражданской самоорганизации, объединения людей на базе общих интересов и принципов. Этот «блог-пост» установлен. Обходить его стороной властям становится все труднее.