Язык неписанного протокола: мат в русском языке

Интересно, а какого х** руководство УМВД Омской области решило провести служебную проверку именно на предмет мата, а не на более серьезный проступок, озвученный матершинником в погонах — выполнение «плана по протоколам»?

Нешуточный скандал разгорается вокруг омского ГИБДД. Некоторое время назад в Интернете появился видеоролик, на котором в ходе рабочего совещания капитан ГИБДД разносит своих подчиненных сплошным матом. В пояснении к видео говорится, что ролик был снят 21 июля этого года. После обнародования записи, ей заинтересовалась омская полиция, которая объявила о служебной проверке по этому инциденту.

«В связи с появлением в интернете видеозаписи рабочего совещания в подразделении ГИБДД по Омской области, в ходе которого сотрудниками используется ненормативная лексика, начальником УМВД принято решение о создании комиссии, в состав которой включены сотрудники инспекции по личному составу для проведения служебной проверки», — говорится в сообщении регионального полицейского ведомства. Результаты проверки омское УМВД сообщит через 10 дней.

Однако изюминка ситуации заключается в том, что на видеозаписи начальник костерит матом незадачливых ДПСников не столько за «плохую работу», сколько за то, что его подчиненные не составили за смену «положенного» числа протоколов. Оказывается, руководству отделений омского ГИБДД «сверху» была спущена «разнарядка» по 20 протоколов в день, а они смогли составить только по 7-8.

«Да мне пох*й! Что, б**ть, перетрудились?! Сколько протоколов сказали писать?! — орет на записи разъяренный капитан ГИБДД. — Что, на доработку давно не выходили?!».

Поэтому возникает резонный вопрос: интересно, а какого х** руководство УМВД Омской области причиной проверки объявило именно матюги, а не куда более серьезный проступок — «план по протоколам»? Тем более, что в самом начале реформы МВД глава ведомства Рашид Нургалиев объявил, что полицейские откажутся от «палочной системы». Да и приказ главы МВД РФ от 19 января 2010 года, согласно которому деятельность милиции более не будет оцениваться по количеству раскрытых преступлений, никто не отменял. Тогда же Нургалиев утвердил и «Кодекс профессиональной этики сотрудника МВД», который запрещает не только материться, но даже отпускать грубые шутки и использовать слова-паразиты. А ведь все фигуранты этого инцидента — и матерящиеся и нематерящиеся по идее уже давным-давно прошли переаттестацию. Равно как и их высокое начальство, которое, несмотря на все окрики Нургалиева, почти не скрываясь, внаглую продолжает спускать вниз «планы по протоколам».

Страшно за страну, в которой даже в силовых ведомствах приказы не исполняются. Что это значит в нашей суровой реальности? Только то, что все останется по-прежнему. Никого не уволят. Максимум, что может произойти — матершинник получит строгий выговор. И уж наверняка на своих местах останутся авторы «плановой экономики» в системе омского УМВД. Конечно, близость выборов может для фигурантов омского скандала перепутать все карты, но…

Все дело в том, что абсолютно похожая история произошла совсем недавно в Москве и закончилась для любителей крепкого словца вполне благополучно. Так, участковый столичного ОВД «Даниловский» Илья Королев в марте 2011 года выложил в Рунет аудиозаписи, на которых начальник столичного ОВД «Даниловский» майор Алексей Марьянский на совещании кроет матом своих подчиненных. «Вы ничего не делаете, а что, по-вашему, в дежурке должен сидеть десятирукий восьмих**?» — одно из самых «невинных» высказываний Марьянского. Проверка подтвердила факт ругани со стороны майора. Однако, поскольку инцидент произошел около года назад, Марьянскому не грозило даже взыскание. Более того, Марьянский сохранил свой пост, а вот участковый Королев переаттестацию странным образом не прошел. Королев в итоге подал иск к УВД Южного округа, требуя восстановить его на службе, но что-то слабо верится, что он выиграет это дело.

Самое ужасное во всей этой истории вокруг матюгающихся милицейских чинов на самом деле заключается не столько в них, сколько в нас самих. Давайте положим руку на сердце: в омском матерном видеоролике нас возмущает не мат сам по себе, а то, что матерится именно мент, учитывая всенародную «любовь» к сотрудникам МВД РФ. Представим себе, что Путин наорал бы матом прилюдно на Чубайса, Фурсенко или Сердюкова — народ встретил бы эти матюги с огромным одобрением. А если бы в ролике фигурировала блондинка, которая матерится, копаясь под капотом сломанной «тачки», это вызвало смех и слезы умиления, наверное, абсолютно у всех.

Мат давно стал важнейшим интеркоммуникатором нашей аморфной и социально обезвоженной жизни, в которой ощущается гигантский дефицит Поступка как такового, как и подлинной Социальности. Матершинник, если присмотреться, не столько ругается, сколько обозначает претензию на некий более высокий социальный статус. Уличные пацаны своим матом хотят стать круче и взрослее, или показать, что «в доску свои», гламурные девки матерятся, чтобы не прослыть клушами и «быть в тренде», для сетевых ничтожеств мат — едва ли не единственное средство хоть как-то заявить о том, что они существуют на этом свете. С советских времен крепко вошла в фольклор ассоциация матерящегося начальника с «крепким хозяйственником». И эти линии абсолютно понятны для наивного разума: ведь не станет так материться человек, который не принимает свою работу так близко к сердцу!?

Ну а большинство все же ругается матом, чтобы обозначить себя в аморфном социуме как источник СИЛЫ и ВЛАСТИ. Обычный человек сникает при мате и подсознательно избегает встречи с его носителями — не потому что неприятно, а потому что «мало ли что». Тот, кто матерится, всегда кажется чуточку сильнее — хотя бы на первый взгляд. Много ли вы делали замечаний матерящимся людям о недостойном поведении? Правильно — потому что есть очень высокий процент в качестве обратной реакции получить по башке. Даже те же милиционеры смотрят спокойно на общественный мат глаза — так как сами матерятся. Хотя, есть и исключения: например, в Белгороде за мат реально беспощадно штрафуют на улицах. И мы это воспринимаем как абсолютную экзотику, хотя речь идет всего лишь о банальном выполнении закона об ответственности за нецензурную брань, который всегда был. Наверное, поэтому с матом сегодня борются не его культурные противники, а сами матершинники. Ведь все авторы скандальных компроматов — рядовые милиционеры. Вот только с матом они борются не ради культуры, а выступая против высшей власти, которая унизила их собственную власть. А это на Руси никогда не прощают.