На науке и образовании экономить странно

Эксперт считает, что в России при финансировании образования преобладает бухгалтерский подход.

Вчера министр образования и науки Андрей Фурсенко отчитался на правительственном часе в Совете Федерации о том, как выполняются президентские поручения по увеличению зарплаты педагогам. По его словам, за последние пять лет зарплата учителей выросла более чем в 2,5 раза: если в 2006 году она составляла 6900 руб., то сейчас – 18 400 руб., пишет «Независимая газета». В 44 регионах страны она приблизилась к среднему размеру оплаты труда в субъекте. Еще в 38 регионах, по сравнению с I кварталом 2011 года, зарплаты увеличились на 30%.

Озвученные Фурсенко цифры вроде бы должны свидетельствовать об исправной работе Минобрнауки, которое всеми силами воплощает в жизнь поручение премьер-министра Путина. Напомним, что в конце сентября на съезде партии «Единая Россия» он пообещал увеличить зарплаты учителей уже в следующем году до среднего по региону уровня.

Стремления Фурсенко и его ведомства, конечно, похвальны, но давайте повнимательнее присмотримся и прислушаемся к его докладам. Министр настаивает на том, что средняя зарплата педагогов уже сейчас составляет 18 400 руб., но, допустим, по данным Росстата, средняя зарплата в целом по экономике в августе составляла 23 000 руб. в месяц. Как видим, фурсенковские цифры не дотягивают даже до этого уровня. В целом по сфере образования, куда специалисты включают еще работников дошкольных учреждений и преподавателей вузов, за первое полугодие 2011 года средняя зарплата составляла и того меньше – всего 15 000 руб. Однако всем известно, что разброс оплаты за учительский труд по России очень велик. Если в каком-нибудь регионе педагог будет получать в среднем 8000 – 11 000 руб., то в Москве – около 40 000 руб.

Впрочем, как уже писал KM.RU, сами учителя свидетельствуют о том, что никакого повышения зарплат, даже 30-процентного, так и не произошло. Надежда Селиверстова из ульяновской школы № 7 рассказала, что ее труд учителя высшей категории оценивают лишь в 7500 руб. Вот вам средний показатель по региону. Невозможно представить, как можно прожить на такие копейки.

Думается, что чиновники из Минобрнауки руководствовались какой-то своей статистикой. А чтобы «подогнать» ее под нужные цифры, включили в расчеты свои собственные зарплаты, которые, стало быть, высокие.

Между тем специалисты считают, что приближение зарплат педагогов к среднему по субъекту уровню не сделает эту профессию высокооплачиваемой. «Такой уровень компенсации может покрыть лишь базовые потребности – жилье, пропитание, но он недостаточен, чтобы привлечь в отрасль молодых амбициозных профессионалов», – заявила председатель правления «Флексинвест Банка» Марина Мишурис. Аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин считает, что уровень оплаты труда педагогов надо «привязывать к мировым стандартам, а не к среднему уровню нищеты в депрессивном регионе».

Но не только уровень оплаты беспокоит работников образования. Несмотря на заверения Фурсенко об увеличении финансирования образования за последние годы в два раза, работники сферы жалуются на сокращение бюджета на научные исследования. В связи с этим сегодня на Пушкинской площади в Москве состоится санкционированный митинг ученых. В акции протеста принимают участие профсоюз работников РАН, Совет молодых ученых РАН, Совет молодых ученых МГУ, межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель». Участники митинга выдвигают два требования: повышение финансирования научных фондов и внесения изменений в федеральный закон о закупках в части, касающейся научных исследований.

Выйти на улицу ученых вынудил опубликованный проект бюджета на научные исследования в 2012 году. Согласно документу, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) получит 6 млрд руб., а Российский государственный научный фонд (РГНФ) – всего 1 млрд руб. В этом году им выделили такие же суммы, но если учесть инфляцию, то фактически финансирование сократится на 10%.

О подробностях митинга в беседе с обозревателем KM.RU рассказал член совета Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» (организация является одним из участников акции протеста) Всеволод Луховицкий.

– Каково Ваше мнение по поводу сокращения бюджета на научные исследования?

– И на науку, и на образование идет неуклонное сокращение финансирования: это, к сожалению, грустный факт. Все реформы, по сути, направлены только на одно – уменьшить выделение средств на науку и образование. Для нашего профсоюза это очевидно. Мы тоже участвуем в митинге, поддерживаем ученых и считаем, что мы должны бороться не только за права дошкольных учреждений. Все мы – преподаватели и учим кого-то, начиная с детского сада и заканчивая университетами. Очень приятно, что наконец стали выступать не по отдельности (только РАН или МГУ, только преподаватели, только студенты): сегодня будет совместный митинг. Это говорит о том, что проблема серьезная, люди поняли, что надо отстаивать свои права.

– Какую цель ставят участники митинга?

– Как и у любого митинга, целей всегда бывает как минимум две: первая – донести до общества информацию о проблеме (в данном случае – положение дел в финансировании и управлении наукой и образованием); вторая – обращение к власти, несогласие с тем, как идут нынешние реформы, и предложения о том, какими они должны быть.

– Будут ли в будущем повторяться подобные акции протеста?

– Да, безусловно. Что касается нашего профсоюза и движения «Российским детям – доступное дошкольное образование», то мы еще в мае провели митинг, потом в сентябре, в октябре все это продолжается, причем в разных регионах, в разных вариантах. 5 и 7 октября прошли разные учительские акции, начиная с простых собраний в школах и заканчивая митингами.

– Если вернуться к сокращению финансирования научных исследований, то получается, что Минобрнауки берет курс на удушение российской науки. С какой целью они все это делают?

– Я думаю, цель – не то чтобы удушить, а сократить расходы. Это – тот самый бухгалтерский подход к финансированию, который у нас наблюдается достаточно давно. Любая деятельность оценивается не по содержанию работы, а по тому, можно ли на этом сэкономить. И если можно сэкономить, то именно это называют «эффективным управлением». На науке и образовании экономить странно. Здесь нет желания кому-то специально навредить, но есть искреннее убеждение, что самый главный человек – бухгалтер. Он считает, что раз сэкономили миллиончик – это хорошо, а как при этом работает отрасль – неважно.

– Значит, «за последствия не отвечаем»?

– Последствия будут еще не скоро. Вес равно наука и образование как-то будут держаться. Это не будет одномоментным падением: постепенно-постепенно, даже не очень заметно…