Керосиновый дефицит: в аэропортах снова не хватает топлива

Прошел всего месяц с того момента, как правительство вроде бы справилось с сентябрьским кризисом, вызванным нехваткой авиационного топлива. И вот опять… Замминистра транспорта Валерий Окулов выступил с заявлением о том, что авиационного топлива отечественным перевозчикам может не хватить до конца октября, если оно не будет выделено из Росрезерва.

Скажем прямо: это уже дежавю – месяц назад все было точно также. И тогда правительство приняло решение о выделении из Росрезерва 180 тысяч тонн топлива. «Проект постановления был подготовлен, принципиальное решение принято», – констатирует сейчас Окулов. Этого количества, по его мнению, хватит до января (некоторые журналисты утверждают, что до конца первого квартала 2012 года). Но дело не в решении и постановлении. Дело в том, что, по мнению того же Окулова, кризис возникает на пустом месте.

Причиной нехватки топлива в аэропортах в сентябре называли и некий большой заказ на него, якобы поступивший от Минобороны, и сбой при железнодорожных поставках, на который «наложился фактор пика полетного спроса в конце августа». Последняя прозвучавшая тогда версия была такова: «Резкое сокращение производства авиационного керосина в сентябре текущего года, а также возможное отвлечение его объемов на производство зимнего дизельного топлива». Представители различных ведомств старательно спихивали ответственность за происходящее друг на друга.

Сейчас речь идет лишь об одной объективной причине: ряд НПЗ закрыт на профилактический ремонт, но они должны заработать уже в октябре и тогда ситуация с авиатопливом может нормализоваться. Однако разнобой в оценках ситуации представителей различных заинтересованных структур и экспертов вызывает тревогу.

Валерий Окулов утверждает, что «на биржах сейчас сухо», то есть закупить горючее аэропорты не могут. Ему отвечает президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль: проблема скорее связана с плохой организацией поставок топлива и низким уровнем оснащения заводов, что делает производство авиатоплива дорогим. И дополняет картину: «Сегодня мы до сих пор не знаем, сколько нам топлива надо для различных регионов».

«В период с 1 по 7 октября через биржевой рынок было продано ноль тонн, а значит, говорить о рыночной стоимости топлива невозможно», – утверждает директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков.

Минтранс специально направлял в Минэнерго расчеты помесячной потребности керосина на конец этого года и на следующий год, заявляет Окулов.

В свою очередь, Минэнерго за два дня до выступления замминистра транспорта о надвигающемся кризисе сообщило, что московские аэропорты заключили контракты на поставку почти 98% от общего объема авиатоплива, необходимого в октябре, однако за первые шесть дней месяца снизили потребление керосина на 20 % по сравнению с запланированным.

Так что же происходит с авиационным топливом? Есть оно, или его нет? Какие конкретные узлы в цепочке от производителя к потребителю необходимо распутать, чтобы каждый месяц не возникала кризисная ситуация?

Вернемся на месяц назад. Минэнерго заявило тогда, что считает целесообразным создание альтернативных топливно-заправочных комплексов (ТЗК) в крупных авиаузлах страны с пассажиропотоком, превышающим 2 миллиона человек в год. Минэнерго и Минтранс якобы анализировали тогда владение нефтяными компаниями некоторыми ТЗК, что создает определенные риски для поставок авиатоплива.

Попробуем объяснить это бюрократическое заявление. В Минэнерго и Минтрансе в момент острого кризиса с авиатопливом решали вопрос о собственности: те ли компании являются хозяевами топливно-заправочных комплексов, может быть их стоит заменить.

Сейчас Окулов с горечью констатирует: «Необходимо правильно выстроить логистику, а не бочки строить». Вот вам итог чиновничьего поиска альтернатив.

Месяц назад сложная ситуация с топливом в московском авиаузле, а также в екатеринбургском аэропорту Кольцово вынудила генпрокурора Юрия Чайку организовать проверку на транспортных объектах. Сейчас, судя по первым заявлениям представителей министерств и ведомств, обойдутся без прокуроров. И то хорошо: не прокурорское это дело – решать чисто экономические вопросы (во всяком случае, до того, как выяснится, что их вмешательство необходимо).

Правительство отреагировало на ситуацию заявлением пресс-секретаря премьер-министра Дмитрия Пескова. Он сказал, что в 2011 г. авиатопливо из Росрезерва будет выделяться не нефтяным компаниям, а напрямую авиаперевозчикам. Более того, он отметил, что в связи с сезонным переходом на зимнее дизтопливо на рынке ежегодно наблюдается сокращение предложения авиакеросина. Поэтому из Росрезерва ежегодно выделяется определенное его количество для компенсации временного дефицита.

Но если такое происходит ежегодно, то почему этой осенью заинтересованные ведомства допустили уже второй всплеск дефицита топлива практически за месяц?

Кроме того, Песков отметил, что в качестве стимулирования конкурентной среды в аэропортах, где отсутствуют альтернативные топливозаправочные компании, тарифы на хранение авиатоплива и заправку самолета будут регулироваться Федеральной службой по тарифам. По его словам, на первом этапе такая мера коснется аэропортов, пассажиропоток которых превышает 1 миллион человек в год. В тех аэропортах, где будут работать альтернативные топливозаправочные компании, данная мера действовать не будет.

Итак, идея Минэнерго о создании новых топливозаправочных комплексов с новыми хозяевами получила поддержку на высшем уровне. Причем, вводить ее будут методами, популярными в России со времен Петра Великого. И это пока – единственная объявленная долгосрочная мера.

Между тем, уже упоминавшийся президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль уверен, что, например, российские нефтеперерабатывающие заводы расположены нерационально: половина из них построена вдоль Волги. «Попробуйте сейчас, довезите топливо из Самары в Красноярск. При нынешних железнодорожных тарифах, это обходится очень дорого», – уверен Шмаль. Он предлагает подумать над строительством прямого трубопровода из НПЗ в хранилища аэропортов.

Сложно оценить все плюсы и минусы этой идеи, однако она призвана решить вопрос транспортировки горючего, который не решается строительством в аэропортах альтернативных ТЗК.

Видимо, прав Валерий Окулов: новый кризис может возникнуть на пустом месте. Нет никаких объективных причин для него. Только чье-то головотяпство и желание поймать рыбку в мутной воде. А уж это у нас две серьезнейшие причины, из-за которых самолеты могут не только не взлететь, но и, не дай Бог, упасть. И сумеет ли правительство навести элементарный порядок в топливном вопросе, мы, скорее всего, узнаем лишь через месяц.