Ростехнологии: для продажи компании сейчас не время

В конце сентября глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов заявил, что принадлежащая ей титановая корпорация «ВСМПО-Ависма» может выйти на IPO в 2013 году. Впрочем, скорее всего, это излишне оптимистичные сроки и публичное размещение акций состоится позже. О том, почему IPO не имеет смысла проводить в ближайшие три года, на какие новые рынки планирует выйти «ВСМПО-Ависма» и какие интересы у нее в Китае, «Маркеру» рассказал генеральный директор компании Михаил Воеводин.

— Почему «Ростехнологии» перенесли IPO компании на более поздний срок?
— Этот вопрос лучше адресовать не мне, а собственникам. Но как менеджер лишь отвечу: для продажи компании сейчас не самое оптимальное время, поскольку сегодня «ВСМПО-Ависма» реализует глобальные планы по модернизации производства. И когда к 2014 году план модернизации будет осуществлен процентов на 90%, тогда и стоимость компании существенно возрастет.

— Какие цели ГК «Ростехнологии» ставит перед «ВСМПО-Ависма» и финансирует ли вас госкорпорация?
— Прежде всего перед нами стоит задача радикальной модернизации производственной базы, о чем я уже сказал. Инвестиционная программа, одобренная советом директоров рассчитана на пять лет с общим объемом инвестиций более $1 млрд. Кроме того, нам предстоит проделать громадную работу по повышению операционной эффективности и вывести компанию на новый уровень управления производством. Мы считаем, что в совокупности с обновлением производственной базы это даст мощный синергетический эффект.

Что касается Ростехнологий, то госкорпорация осуществляет общее стратегическое управление компанией и какого-ли-
бо участия в финансировании «ВСМПО-Ависма» со стороны корпорации нет и не предполагается. Финансирование операционной и инвестиционной деятельности осуществляется нами самостоятельно и является зоной ответственности менеджмента. И вообще никаких проблем с финансированием у нас сейчас нет и не было. Мы даже в кризис не допустили ни одной просрочки по кредитным выплатам.

— Где компания привлекает средства на модернизацию и какова задолженность «ВСМПО-Ависма» на сегодняшний день?
— Мы уже не первый год работаем в основном с иностранными банками и на очень комфортных условиях. Ставки я раскрывать не буду. Что же касается кредитной задолженности, то в этом году она планируется на уровне $650 млн. Для себя мы определили, что долговая нагрузка компании не должна превышать $700 млн, и пока придерживаемся этой цифры. Причем если в 2009 году большинство наших кредитов было до года, то теперь уже больше половины займов компании трехгодичные.

— Одной из главных задач вы назвали повышение операционной эффективности. Насколько важен этот фактор?
— Приведу простой пример. Когда я в 2009 году приступил к непосредственному управлению компанией, бухгалтерская отчетность производилась в Excel. Эффективность какого-либо процесса можно было оценить только в конце года. Сейчас этого, конечно же, нет, но работать есть над чем.

— Какова ситуация с сырьевой безопасностью на предприятии сейчас? Какие страны вы рассматриваете в качестве поставщиков?
— Источников ильменитового концентрата в мире много, что позволяет нам проводить довольно свободную закупочную политику по титановому сырью. Скажем так, упрашивать никого не приходится. Помимо традиционного сырья из Украины, в производстве уже прошли испытания и используются ильменитовые концентраты из Индии, Шри-Ланки, Мозамбика, России. В этом году заключен контракт на поставку крупной промышленной партии ильменитового концентрата с Куранахского месторождения в Амурской области. Для снижения транспортных затрат разработаны схемы доставки концентрата по водным путям.

Кроме того, помимо ильменитового концентрата в производстве могут использоваться закупаемый титановый шлак или рутиловый концентрат, производителей которого также довольно много. Так что проблем с сырьем у нас действительно нет и наши запасы соответствуют нормативам страховых запасов.

Для решения же стратегических задач по созданию собственной сырьевой базы мы начали развивать месторождение «Центральное» в Тамбовской области. Создание ГОКа на этом месторождении позволит обеспечить сырьем производства титана на десятилетия. Кстати, именно для этого проекта как раз и могут понадобиться деньги, привлеченные на IPO.

— Насколько интересен для вас Китай?
— Сейчас Китай — один из самых быстроразвивающихся рынков в мире, поэтому мы стараемся работать с ним по нескольким направлениям. С целью активизации работы на китайском рынке в начале 2011 года мы учредили компанию VSMPO-Tirus (Beijing) Metallic Materials Ltd. Наша китайская «дочка» имеет склад и офис, расположенный в Пекине в здании по соседству со штаб-квартирой AVIC — основной авиастроительной корпорацией Китая, которая, собственно, и является главным потребителем нашей продукции в этой стране. Также в 2011 году было пролонгировано агентское соглашение с компанией AVIC International Holding Corp., которая помогает нам выйти на участие в ключевых государственных авиастроительных программах КНР. На сегодня мы активно сотрудничаем с китайскими предприятиями как по международным авиационным программам, так и по национальным программам Китая, в том числе и таким крупным, как ARJ-21 и СОМАС С919. Кроме продукции для авиационной промышленности мы в Китай поставляем широкий спектр полуфабрикатов — листы, плиты, сварные трубы для индустриального применения, в том числе для атомных станций и химической промышленности.

— Нет ли опасения, что Китай рано или поздно «отожмет» ваших клиентов?
— Китай действительно развивается очень быстро. Но у нас уникальное предприятие на мировом рынке, со многими клиентами мы работаем не первый год. Научная база позволяет нам производить самые передовые технологии в мире, которые мы, естественно, патентуем. Использовать наши разработки без лицензии китайцы не смогут, а для того чтобы сделать лучше, нужно время. Но мы ведь тоже не стоим на месте.

— Какие новые рынки сбыта для компании сейчас интересны?
— В настоящее время выходит на финальную стадию анонсированный нами в прошлом году проект производства в США новых для нас изделий — проволоки и прецизионных прутков малого диаметра для применения в авиационном крепеже и медицинской промышленности. Надеемся, что уже в следующем году эти продукты появятся в нашей реализации.

На дочернем предприятии «ВСМПО Титан Украина», производящем бесшовные трубы из титана, в этом году введен в эксплуатацию новый стан. Это позволит нам производить высокоточные бесшовные трубы из титановых сплавов для применения в том числе и в гидравлических авиационных системах. Мы также планируем расширить свое присутствие на рынке индустриальных сварных труб, для чего уже в следующем году собираемся вводить новые сварные станы. Это даст нам возможность участвовать в проектах по строительству опреснительных заводов по всему миру. Если приводить цифры по новым рынкам сбыта, то 1,5–2 года назад мы начали активно заниматься медицинским рынком и сегодня доля материалов ВСМПО на этом рынке составляет более 30%.

— Есть ли в планах новые рынки в России? Будет ли компания принимать участие в разработке российского автомобиля класса «Формула-1»?
— Если говорить только о России, то на сегодня наша компания и так участвует практически во всех российских проектах, где необходим титан. Мы полностью или почти полностью обеспечиваем потребность в титане для авиа-, вертолето- и ракетостроения, морских гражданских и военных проектов, атомной, химической и металлургической промышленности и т. д. Сейчас на стадии обсуждения находятся проект «Сахалин-2» и плавучая атомная станция. Надеемся, что наш титан будет использоваться и там. Что касается разработки российского автомобиля класса «Формула-1», то пока запросов от отечественных компаний к нам не поступало. Но если возникнет потребность, мы готовы предложить свою продукцию, тем более что для европейских команд «Формулы-1» мы поставляем титан уже не первый год.

— Вы говорите о том, что компания движется к производству конечной продукции. Будет ли в ближайшее время «ВСМПО-Ависма» поставлять, например, конечную продукцию для Boeing? И где предел переработки, за который компании переходить не имеет смысла?
— Сейчас в мире существует практика, что каждый уровень субподрядчика осуществляет определенный вид обработки какого-либо компонента — от добычи сырья до отделки конечного компонента. В такой цепочке может быть от 5–7 поставщиков на разных операциях обработки этого конечного компонента. Если говорить о Boeing, то ВСМПО начала работать с этой компанией еще в 1990-е годы и поставляла сначала только титановые слитки. Сейчас мы поставляем полный спектр своих изделий как титанового проката, так и штамповки, а в последние годы — и детали с черновой механической обработкой для гражданских самолетов. Все это позволило нам сократить цепочку поставщиков титана до 2–3 и подойти вплотную к поставкам конечных изделий. С 2006 по 2011 год мы инвестировали около $700 млн в развитие собственного производства. А до 2016 года в планах инвестировать в производство еще $800 млн. Однако полностью переходить на поставки конечных изделий не имеет смысла. Мы же не авиационный завод, чтобы производить шасси. Это не наш бизнес. В таком случае почему бы нам не производить самим и самолеты? Вариант поставки конечных изделий, устанавливаемых в самолет или двигатель, возможен только на базе ОЭЗ «Титановая долина», создаваемой в Верхней Салде, в рамках которой можно организовать, например, совместное производство.