Финский журналист: поколение невоспитанных воспитателей

Чего хочет ребенок

В Финляндии очень прогрессивная система воспитания. Квалификация педагогов постоянно повышается. Для детей и их родителей создаются парниковые условия. Материальная база и инфраструктура для развития новых людей полностью обеспечена.

Работают семейные няни, садики со свободным посещением, дневной уход за детьми иммигрантов. На воспитание и образование направляется более 16% расходов бюджета (в России менее 4%, в США менее 4%, в Британии 13%, во Франции 11%, в Скандинавии по разным оценкам от 13 до 28%).
В таком случае, почему столь безрадостна картина промежуточных результатов воспитания?

Говоря о проблемах детства, отрочества и юности в Финляндии, обычно обращают внимание на образ жизни и здоровье. Действительно, статистика красноречиво повествует о распространении проблем излишнего веса, физических заболеваний и психических отклонений у детей и подростков. К этим неприятностям добавляются зависимость от интернета, игр и наркотиков.

Особняком стоят проблемы взаимоотношений в коллективе: осложнения при адаптации и психические расстройства на почве унижения в школе. Казалось бы, они должны решаться прогрессивными воспитательными методиками. Однако пока они только усугубляются. Что с ними делать, никто сказать не может. В проблемах социализации слишком силен человеческий фактор: детский социум — система ещёе более непредсказуемая, чем взрослое общество.

В проблемах образа жизни и здоровья человеческий фактор по идее должен быть более управляем. Это не так, поскольку образ жизни ребенка формируется под воздействием примера сверстников. Но значимость этого обстоятельства трудно оценить, и в безуспешную борьбу за здоровый образ жизни продолжают вкладываться силы и средства.

Говоря о причинах пороков и методах борьбы с ними, специалисты забывают выяснить их сущностную природу и ограничиваются своей компетенцией. Врачи дают рекомендации по гигиене, психологи проводят беседы и т.п. При этом ключевая проблема, лежащая на поверхности, ускользает у всех из виду. Потому что она не входит в чью-либо компетенцию.

Проблема эта — в понимании, чего ребенок хочет от этой жизни. Говоря чуть шире, проблема в формирующейся системе жизненных ориентиров и ценностей ребенка. На ее развитие будто бы направлены воспитательные методики, но они исходят из предпосылок, являющихся нонсенсами.

В частности, предполагается, что любой нормальный человек хочет развиваться. Но глядя на взрослых, которые просыпаются и засыпают в плохом настроении, а днем занимаются решением бесконечных конфликтов и критикой, ребенок оказывается дезориентирован.

В том направлении, в котором развилось старшее поколение, он развиваться не желает. В свою очередь, старшие не могут предложить ему ничего другого. Остаются только варианты, навязываемые продавцами счастья: рекламой, наркодилерами, эзотериками и различными субкультурами.

Почему взрослые оказываются неспособны предложить ребенку стоящий путь развития? По словам президента международной методологической ассоциации Сергея Попова, современное общество «не знает, куда движется мир. В сегодняшних попытках построить систему образования не угадываются очертания будущего». Взрослые не менее дезориентированы, чем дети (http://www.ng.ru/education/2011-03-22/8_future.html).

Мы застали поколение невоспитанных воспитателей. Если не взрастить новое поколение со здоровой системой ценностей, мир рискует погрузиться в хаос. Но носителей пригодной системы ценностей не найти, потому что никто не понимает тенденций перемен, происходящих на планете.

Другой нонсенс — защита прав человека. Европейское общество довело до маразма правозащитную идею, в том числе применительно к детям. Можно назвать это победой прав и свобод над здравым смыслом: защищать права проще, т.к. думать при этом много не надо.

Швеция — пионер победного движения прав и свобод. Сегодня в Швеции действует первый детский сад, исключающий разницу между мальчиками и девочками. А телесные наказания в Швеции запрещены уже с 1979 года. Соблюдение прав ребенка гарантируют специальные омбудсмены. Учителя лишены непререкаемого авторитета и должны завоевывать уважение класса.

Это шло бы на пользу всему обществу, если бы дети были способны отличить преподавателя от воспитателя и правильно понимать, для чего вообще тот и другой присутствуют в их жизни.

Поскольку ребенок неспособен сопоставить свои текущие интересы с теоретической возможностью быть достойным человеком через 10 лет, все эти прекраснодушные общественные нормы идут во вред: никто не мешает ребенку развивать худшие стороны своей природы.

Воспитания нет

Свято блюдя право человека быть животным, методисты закрывают глаза на очевидный недостаток мотивации у детей — не по злому умыслу, но от беспомощности.

Еще в 2009 году парламентарии от партии Центра и Коалиции Финляндии (Timo Kalli и Pekka Ravi) забили тревогу. 7% подростков не продолжают образование после 9 класса. Примерно 200 школьников ежегодно оставляют даже среднюю школу (http://stat.fi/til/kkesk/2009/kkesk_2009_2011-03-15_tau_002_fi.html). С какой бы целью эту тему ни поднимали Калли и Рави, проблема решена не была.

Люди, не имеющие среднего образования, формируют наиболее уязвимую социальную группу, потому что к ним неприменимы многие меры социальной защиты. Но дело не в этом. Этот пример лишь иллюстрирует общую дезориентацию современных детей и подростков. Они не хотят того, чем их кормят, но не знают, чего хотеть.

Что бы могло исправить эту проблему? Откуда у детей могут взяться ценности и ориентиры, которые отсутствуют у взрослых? Если на этот вопрос есть ответ, он в формировании окружения. В последние годы ученые приходят к выводу, что человека так не воспитывают никакие факторы, кроме окружения.

Мы способны наступать на одни и те же грабли и игнорировать наглядные примеры, если наше окружение не хочет, чтобы мы научились на граблях и примерах. Окружение может менять человека под себя, как в положительную сторону, так и в отрицательную. Даже снобов формирует общество, только «от противного».

На сегодняшний день в Финляндии, как и почти во всех странах, дети напрочь лишены хорошего окружения, которое выстроло бы в них жизнеспособную систему ценностей. Основы современной школы заложены в период Промышленной революции, когда было необходимо готовить миллионы рабочих.

Прошло 200 лет, но в системе школьного воспитания и образования мало что изменилось: детей сбивают в классы, накачивают шаблонной информацией и выпускают в жизнь. Воспитание как формирование личности, готовой к насыщенной жизни в гармоничной взаимосвязи с обществом, отсутствует, сколько бы бюджетных денег на него ни тратилось.

Строительство системы воспитания с нуля — гигантский проект, поскольку требуется почти полностью демонтировать сегодняшнюю систему. Однако реалии жизни постепенно делают очевидной необходимость таких радикальных перемен. В первую очередь, речь идет о реалиях глобализации. Становясь замкнутой интегральной системой, глобальный мир ставит своих жителей перед горькой правдой: мы зависим друг от друга, и просто использовать ближнего оказывается невыгодно.

Люди прошлых поколений учили детей честности, а сами пренебрегали ей. В результате дети ничему не научались и повторяли путь родителей. Сегодня нам необходимо стать хитрее предков: и детей не обманывать, и самим не перевернуть лодку, в которой обнаруживает себя все человечество. А ее сохранение на плаву зависит от взаимности между всеми элементами, как в любой интегральной системе (к примеру, в организме). Как мы добьемся этой взаимности? Вероятно, только благодаря реформе воспитания.

Кто будет окружением

Окружением ребенка называется вся совокупность источников влияния на него, от родной матери до мартышки в зоопрке. Но наибольшее влияние на него оказывают сверстники и, особенно, чуть более старшие товарищи. Их авторитет настолько велик, что ребенок не в силах перечить им, даже если его призывают пренебречь мнением матери.

Кстати, именно поэтому эффект от используемых в Финляндии анкет для родителей с вопросами об отношениях ребёнка с товарищами и прочих переживаниях оказывается почти нулевым. Замечая, что мнение сверстников для ребенка важнее, близкие родственники зачастую злятся и сетуют на судьбу, наградившую их таким неблагодарным отпрыском. Более разумным им представляется восприятие и использование ребенком их мнения.

Тогда задача сводится к построению части окружения ребенка, представленной сверстниками, таким образом, чтобы он смог черпать от них мотивацию и развиваться в добром взаимодействии с обществом. Иными словами, ребенок может приобрести драгоценные жизненные ориентиры, которые не могут предоставить ему взрослые, только если войдет в группу, в которой все дети учатся помогать друг другу реализовывать себя в коллективе.

Для этого все взаимосвязи в группе должны строиться на бережном отношении к каждому. Личные качества каждого ребенка — незаменимое достояние группы, и их следует беречь, как человечество бережет экзотические культуры.

Если в такой группе будет развито «чувство локтя», это обеспечит природным склонностям каждого оптимальные условия для развития в лучшем направлении и в балансе между интеллектуальным и эмоциональным развитием. Кроме того, соединение с окружающими позволяет получить от них дополнительные навыки, а также грани мышления и мирощущения.

Как создать прогрессивное окружение

До сегодняшнего дня воспитание было основано на обмане. Это касается не только родителя, говорящего ребенку, что надо быть честным. На каждом шагу мы скрывали от своих детей подробности взрослой жизни. Но задача воспитания — подготовить человека к взрослой жизни. Это репетиция перед выходом на сцену. До сих пор эта репетиция происходила стихийно.

Все были в школе и помнят, что класс делился на группировки. Кого-то унижали, кто-то был вождем, кто-то был изгоем. Сегодня молодые люди после такой репетиции выходят на сцену, которая стремительно меняется: мир никогда не был глобальным, с жесткой взаимозависимостью всех от всех.

Поэтому в детском саду и в школе необходимо проводить совершенно другую репетицию. Пусть класс будет устроен подобно мини-обществу, как у Януша Корчака в Варшаве. В таком мини-обществе есть место и правам, и обязанностям, и различным ролям, на которых дети могут отрабатывать эффективные модели поведения, которые им понадобятся во взрослой жизни.

Пусть они по мере взросления получают из первых рук адекватную информацию о том, как живет мир взрослых. Обязательно посещение заводов, ферм, учреждений, банков и прочих объектов, с которыми им предстоит столкнуться во взрослой жизни.

Не стоит давать детям слишком много готовых решений. Необходимо научить детей задавать вопросы и проводить исследования, чтобы они сами выясняли, что им может пригодиться.

И главное, в рамках учебного процесса дети должны отрабатывать все ситуации, возникающие в их повседневной жизни: зависть, борьба за власть, обман и прочее. Они должны проживать подобные ситуации и анализировать их. Пусть это делается в формате игрового суда с адвокатами, прокурорами и присяжными, но судят не товарища, а качество, которое в нем проявилось, а завтра может проявиться в других детях.

На этом опыте ребенок научится понимать и чувствовать окружающих. Только так можно усвоить, что каждому человеку и каждому суждению есть место в мире, и понять природу и предназначение каждого явления.

Родители должны понимать суть методики и избегать насаждать ребенку суждения, которые собъют его с толку.

Любой ребенок, попавший в такую среду взаимопомощи, прежде всего окажется свободен от барьеров социализации и защищен от непредсказуемого влияния среды. А дальше, выясняя свою роль в обществе, ребенок приобретет и желания, и мотивацию, и силы к развитию.

До сих пор, спасая детей от дурных компаний, нам приходилось таскать их по музыкальным школам, спортивным секциям, хотя как таковые эти заведения могли им не подходить и быть неинтересны. Но теперь родителям не нужно будет гадать, чем занять свое чадо: ребенок естественным путем выяснит, что ему нужно от этой жизни. И это открытие будет подготовлено добрым окружением, которое его ценит.

Это ноу-хау, призванное решить дилемму воспитания. Не вырастить поколения честных людей — значит допустить гибель человечества. Но воспитывать детей предстоит людям, которые сами не получили такого воспитания.

Описанный метод решает эту проблему: на воспитателей возложено лишь выстроить группы, а воспитанием займется природный закон влияния правильного окружения на человека. Занимаясь этим, сами воспитатели и вообще взрослые больше узнают о себе и о законах общества.

С чего начать

Это всемирная реформа гигантских масштабов. Ее необходимость еще не стала очевидной, но чем раньше мы начнем действовать, тем большее число людей будут избавлены от неожиданностей.

Всегда есть возможность начать с пилотного проекта и показать пример, подтягивая за собой остальных. Организовать хорошее окружение можно в одном детском саду или даже в неформальном кружке.

В Финляндии появления первого пилотного проекта можно ожидать в иммигрантской среде, поскольку иммигранты лучше чувствуют глобальность мира и понимают, что такое адаптация к меняющимся условиям. Вполне вероятно, что первыми станут представители русскоязычного меньшинства.

Для нас тема воспитания — это реальная возможность доказать обществу Финляндии свою полезность, снискать уважение и почет со стороны финнов и прочих наций.

У нас есть потенциал: старшее поколение людей, выросших в Советском Союзе, еще не разучилось применять и слово, и пример, и наказание. Осталось пробудить спящие таланты и делать это с умом, чтобы финны не лишали нас родительских прав, а брали пример. Это будет, если мы покажем хорошие результаты.