Сегодня министерство экономического развития представило свое заключение по новым правилам техосмотра. Ведомство Эльвиры Набиуллиной предлагает упросить процедуру ТО, отказавшись от заполнения бумажных диагностических карт, при этом увеличив количество пунктов проверки. В министерстве опасаются, что из-за отсутствия подробного перечня диагностики техосмотр будут успешно проходить неисправные автомобили. В том же время специалисты Минэкономразвития считают правильным и объективным единоличный вердикт технического эксперта о состоянии автомобиля.
Бумажная карта — слишком сложно и дорого
1 июля президент России Дмитрий Медведев подписал закон о передаче обязательного техосмотра из ведения МВД коммерческим техцентрам. Согласно новым правилам, устанавливается, что диагностическая карта выдается техническому эксперту перед началом процедуры техосмотра. Затем он должен перенести данные с бумажной карты в электронный вид. «Данное требование может снизить скорость осуществления технического осмотра, создать дополнительные, необоснованные издержки для субъектов предпринимательской и иной деятельности», — считают эксперты министерства. Дело в том, что продолжительность техосмотра одного автомобиля составляет от 35 минут до часа. Даже если заполнение карты в бумажном виде с последующим переносом данных в электронный вид потребует дополнительных пять минут, общие потери экономики страны составят 2,37 млн часов в год (при 28,5 млн техосмотров в год). В денежном выражении «лишние» пять минут выльются в 371 млн рублей в год, подсчитали в Минэкономразвития. Причем эти многомиллионные «избыточные обязанности» будут возложены на субъекты предпринимательской деятельности, которым и будут переданы функции техосмотра.
«Указанный порядок заполнения диагностической карты может быть значительно упрощен», — говорится в заключении ведомства. По оценкам министерства, диагностическую карту можно сразу заполнять на компьютере по мере прохождения техосмотра и впоследствии лишь распечатывать заполненный экземпляр.
Чего Минэкономразвития не хватает в диагностике
Есть у экспертов Минэкономразвития претензии и к диагностике. По их мнению, диагностическая карта не содержит некоторых пунктов, необходимых для объективной оценки состояния автомобиля. Например, в предлагаемом варианте диагностики отсутствуют понятия «суммарный люфт», «усилитель рулевого управления», «уровень шума», «фонарь освещения регистрационного знака» и т.д. «При наличии данной неисправности неясно, как и куда проставить отметку о несоответствии», — подчеркивают эксперты министерства. Все это приведет к тому, что технический эксперт будет вынужден фиксировать наличие неисправности не в диагностической карте, а вести дополнительную базу данных, что может затянуть время.
Более того, в министерстве опасаются, что эксперты не будут фиксировать неисправности, не указанные в перечне диагностической карты. Не согласно министерство и с отсутствием конкретных требований к автомобильным аптечкам — указано лишь на необходимость их надежного крепления. «По диагностической карте невозможно будет сделать вывод о неисправности транспортного средства в части неисправностей, поля для заполнения которых исключены. Таким образом, в этом случае транспортное средство будет признано технически исправным», — подводят итог в Минэкономразвития.
А вот право выносить вердикт о неисправности автомобиля единолично техническим экспертом (закреплено пунктом 12 раздела III в новых правилах проведения ТО) Минэкономразвития считает объективным. Против этого выступали многие организации, в том числе и Российский автотранспортный союз (РАС). По мнению экспертов РАС, решение, выносимое по указанному пункту, не может быть на 100 % объективным, так как заключение принимается единолично техническим экспертом без его согласования или утверждения у руководителя оператора технического осмотра. В Минэкономразвития же считают, что компетенции эксперта для таких решений достаточно.