Минэкономразвития не согласно с правилами техосмотра

Сегодня министерство экономического развития представило свое заключение по новым правилам техосмотра. Ведомство Эльвиры Набиуллиной предлагает упросить процедуру ТО, отказавшись от заполнения бумажных диагностических карт, при этом увеличив количество пунктов проверки. В министерстве опасаются, что из-за отсутствия подробного перечня диагностики техосмотр будут успешно проходить неисправные автомобили. В том же время специалисты Минэкономразвития считают правильным и объективным единоличный вердикт технического эксперта о состоянии автомобиля.

Бумажная карта — слишком сложно и дорого

1 июля президент России Дмитрий Медведев подписал закон о передаче обязательного техосмотра из ведения МВД коммерческим техцентрам. Согласно новым правилам, устанавливается, что диагностическая карта выдается техническому эксперту перед началом процедуры техосмотра. Затем он должен перенести данные с бумажной карты в электронный вид. «Данное требование может снизить скорость осуществления технического осмотра, создать дополнительные, необоснованные издержки для субъектов предпринимательской и иной деятельности», — считают эксперты министерства. Дело в том, что продолжительность техосмотра одного автомобиля составляет от 35 минут до часа. Даже если заполнение карты в бумажном виде с последующим переносом данных в электронный вид потребует дополнительных пять минут, общие потери экономики страны составят 2,37 млн часов в год (при 28,5 млн техосмотров в год). В денежном выражении «лишние» пять минут выльются в 371 млн рублей в год, подсчитали в Минэкономразвития. Причем эти многомиллионные «избыточные обязанности» будут возложены на субъекты предпринимательской деятельности, которым и будут переданы функции техосмотра.

«Указанный порядок заполнения диагностической карты может быть значительно упрощен», — говорится в заключении ведомства. По оценкам министерства, диагностическую карту можно сразу заполнять на компьютере по мере прохождения техосмотра и впоследствии лишь распечатывать заполненный экземпляр.

Чего Минэкономразвития не хватает в диагностике

Есть у экспертов Минэкономразвития претензии и к диагностике. По их мнению, диагностическая карта не содержит некоторых пунктов, необходимых для объективной оценки состояния автомобиля. Например, в предлагаемом варианте диагностики отсутствуют понятия «суммарный люфт», «усилитель рулевого управления», «уровень шума», «фонарь освещения регистрационного знака» и т.д. «При наличии данной неисправности неясно, как и куда проставить отметку о несоответствии», — подчеркивают эксперты министерства. Все это приведет к тому, что технический эксперт будет вынужден фиксировать наличие неисправности не в диагностической карте, а вести дополнительную базу данных, что может затянуть время.

Более того, в министерстве опасаются, что эксперты не будут фиксировать неисправности, не указанные в перечне диагностической карты. Не согласно министерство и с отсутствием конкретных требований к автомобильным аптечкам — указано лишь на необходимость их надежного крепления. «По диагностической карте невозможно будет сделать вывод о неисправности транспортного средства в части неисправностей, поля для заполнения которых исключены. Таким образом, в этом случае транспортное средство будет признано технически исправным», — подводят итог в Минэкономразвития.

А вот право выносить вердикт о неисправности автомобиля единолично техническим экспертом (закреплено пунктом 12 раздела III в новых правилах проведения ТО) Минэкономразвития считает объективным. Против этого выступали многие организации, в том числе и Российский автотранспортный союз (РАС). По мнению экспертов РАС, решение, выносимое по указанному пункту, не может быть на 100 % объективным, так как заключение принимается единолично техническим экспертом без его согласования или утверждения у руководителя оператора технического осмотра. В Минэкономразвития же считают, что компетенции эксперта для таких решений достаточно.