Недовольные голосуют «креативным рублем»

Пока трафаретные признания в любви бывшему-будущему президенту усыпают улицы Москвы, Россию накрывает волна протестных банкнот. Сторублевка и карандаш — новые орудия в руках россиян, недовольных партией власти.

Лозунг известного блогера и борца с коррупцией Алексея Навального «Путин — лидер партии жуликов и воров», а также другие проявления «народной нелюбви» — «Долой воровскую власть!», «Единая Россия» — партия террористов!» — пошли в массы. Откровенные признания в адрес правящей элиты, написанные от руки или в виде штампа, все чаще стали появляться в денежном обороте в регионах России. Одним из первых распространителей «вирусной рекламы» стала жительница Челябинска Ирина Шадрина, разместившая на своей странице в Facebook изображение «путинки», которую получила в качестве сдачи в магазине. Щедро растиражированную средствами массовой информации новость блогосфера, присевшая на ближайшие 12 лет на чемоданы, встретила с ликованием.

«Пустячок, а приятно, — отозвался на протестную агитацию социально активный интернет-пользователь, — такая надпись добавит бумажке цену и укрепит российский рубль». «Ну что, начнем информационно уничтожать главного врага России — Путина? — предложил другой. — Они узурпировали телевидение, мы перейдем на купюры». Блогеры в один голос призывают взять за основу «десятки, полтинники и сотки»: «Путин должен ассоциироваться с мелочью. Много чести писать его имя на крупных купюрах».

Эстафету «монетизации протеста» поспешил принять лидер движения «Молодые социалисты России» Дмитрий Гудков. Пост справедливоросса о том, «как победить цензуру», оказался сразу же в топе ЖЖ. Он предложил превратить «гениальный ход» во всероссийскую кампанию: «У каждого из нас найдется хотя бы одна бумажная купюра и карандаш: 30 секунд работы — и море удовольствий. Ведь это действительно может стать тем самым вирусом, который изменит расклад на выборах. Они любят деньги? Давайте сделаем так, чтобы они стали им противны!» Гудков твердо верит, что «меченая» банкнота может за день побывать в руках 20—30 человек. Подписывать крупные купюры нерентабельно: у них меньший оборот, и они быстро изымаются инкассаторами. А писать карандашом нужно для того, чтобы в случае острой необходимости надпись можно было стереть. Примечателен забавный случай, не так давно произошедший с депутатом думы Свердловской области от партии «Справедливая Россия» Игорем Даниловым: сам того не подозревая, он пытался расплатиться в столовой областного правительства «денежным спамом». Хулительную «соточку» у него не приняли, но оставлять народного избранника без обеда рисковать не стали.

Интернет-сообщество искренне верит, что «народотворчество» весьма эффективно в преддверии выборов. Информация незамедлительно поступает в массы: неожиданно получив ценную листовку, человек не успевает от нее отказаться, а выбросить банкноту ему жалко. Следовательно, заданная информация будет передана дальше.

Впрочем, подобное проявление гражданской активности не в новинку. В 2004 году во время президентской предвыборной кампании в розничной сети Калининграда стали появляться десятирублевые купюры, на которых стоял оттиск «Россия без Путина». Уголовное дело, склепанное на коленках по ст. 319 УК России («Оскорбление представителя власти»), было закрыто за отсутствием состава преступления (не был допрошен в качестве свидетеля и сам пострадавший, то есть Владимир Путин).

Справедливости ради стоит заметить, что «хождениям в народ» подобным банкнотам предрешен скорый конец: их попросту выведут из оборота. Из-за повальной моды на антиагитки ЦБ в прошлом году подготовил некоторые поправки к правилам кассовых операций и обращения с банкнотами, а также монетами. Из оборота должны изыматься купюры, получившие в награду от владельцев памятные надписи как минимум о двух символах. То есть по идее, после того как «креативный» дензнак попадет в руки к кассиру, он обязан будет отправить его в банк на обмен. В противном случае его ждет наказание: штраф в размере 2—3 тысяч рублей за нарушение расчетно-кассовых операций. Правда, с трудом верится, что, получив подобную «путинку», кто-то, вдруг оскорбившись, поспешит жаловаться на нарушение своих прав.