Рискованный эксперимент не пролил свет на гибель «Локомотива»

На аэродроме в подмосковном Жуковском лётчики-испытатели совместно со специалистами Межгосударственного авиационного комитета провели сложный и довольно рискованный эксперимент. Пилоты попытались смоделировать взлёт самолёта Як-42, такого же, на котором под Ярославлем разбилась хоккейная команда «Локомотив». В ходе испытаний капитан судна разгонял Як-42 и заставлял его взлетать именно в тех параметрах, в которых взлетал разбившийся Як. Все показатели совмещали с данными найденного черного ящика.

К натурным испытаниям при расследовании авиапроисшествий теперь прибегают крайне редко, в исключительных случаях при расследовании крупных катастроф. В Советском Союзе это делалось всегда, даже после летных происшествий, в которых жертв не было. Участие в этом эксперименте главной летной лаборатории страны — это попытка в реальных условиях в деталях воспроизвести то, что происходило в ярославском аэропорту 7 сентября.

Летчики-испытатели ЛИИ имени Громова на самолете того же типа, что и разбившийся Як-42, на аэродроме в Жуковском отработали прерванный взлет. Благо, самая длинная взлетно-посадочная полоса Европы, почти пять с половиной километров, оставляет достаточно запаса даже для самых рискованных взлетов.

Комментарий на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета лаконичен. Цель полета: воспроизвести действия экипажа в аварийном полете, но без воздействия на самолет дополнительной тормозящей силы. Все участники эксперимента связаны подпиской о неразглашении. Поэтому о возможных деталях начавшихся испытаний можно узнать только у тех, кто сам еще несколько лет назад летал на Яках.

«Это все расписывается буквально по секундам. И эта последовательность действий должна быть подтверждением тех записей, что там были, что экипаж все-таки делал. На первый взгляд, даже не проводя всех этих испытаний, понятно, что взаимодействия в экипаже там практически не было», — отметил заслуженный лётчик-испытатель СССР, космонавт-испытатель Виктор Заболоцкий.

Постановка эксперимента, пожалуй, единственный шанс найти ответы сразу на несколько вопросов. Почему Як-42 так и не набрал нужной скорости при нормально работавших двигателях? Почему, пройдя точку отрыва, командир экипажа не прервал полет? Почему уже после взлета пилоты задали судну такой большой угол тангажа, что самолет просто рухнул? Ведь расшифровка последних секунд полета так и не дала ответ ни на один из них.

Командир воздушного судна: Взлетный.
Бортинженер: 220.
Бортинженер: 230.
Второй пилот: Наверное, стабилизатор.
Командир воздушного судна: Взлетный.
Командир воздушного судна: Взлетный.
Командир воздушного судна: Стабилизатор.
Второй пилот: Что ты делаешь?

Стабилизатор — это хвостовое горизонтальное оперение. Его положение и отвечает, выражаясь гражданским языком, за угол взлета и скорость набора высоты. В стане летчиков-испытателей мнения расходятся. Кто-то уверен, что уже имеющихся данных достаточно, чтобы полностью восстановить картину катастрофы и назвать ее причины. Кто-то ждет окончания эксперимента.

«На фразеологии радиообмена дважды звучит крик «стабилизатор, стабилизатор». Значит, что-то неладное с ним было. Если все хорошо, зачем кричать? Я предполагаю, как версия, они установили стабилизатор недостаточный», — высказывает свое мнение кандидат технических наук, пилот гражданской авиации 1-го класса Владимир Герасимов.

«Пока не проведем исследовательские полеты, то говорить что это так произошло или вот так произошло, мы не можем просто. Надо определиться, когда приведут эти исследовательские пробежки, почему это случилось во второй половине разбега», — ставит акцент начальник Лётно-испытательного центра государственного НИИ гражданской авиации, Герой России Рубен Есаян.

Возможно, что-то прояснит второй этап испытаний с участием тех же летчиков Громовского института. Они проводились сегодня и снова под строжайшим секретом. Известно только, что пилоты должны были точно так же, как их погибшие 7 сентября коллеги, с нажатием стояночного тормоза попытаться разогнать самолет и оторвать его от полосы.

«Здесь не так опасно потому, что условия очень хорошие. Полоса там 180 метров и 5,5 километров бетона. Там можно и успеть остановиться, и порвать все колеса, все, что хочешь, сделать», — говорит о безопасности проведения подобных испытаний космонавт-испытатель Виктор Заболоцкий.

Но и на этом эксперимент еще не заканчивается. При благоприятной погоде МАК рассчитывает завершить испытательные полеты до конца недели. Дальше специалисты должны будут сопоставить полученные данные с результатами наземной экспертизы обломков разбившегося самолета.