Священнослужители о казачестве

Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл, возглавляющий синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, считает казаков отдельным народом и призывает вернуться в перспективе к использованию казачества для охраны государственных границ, а также для обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью.

«Казачество всегда было второй силой наравне с регулярной армией в России, и теперь постепенно нужно к этому возвращаться», — заявил епископ в интервью, которое публикует газета «Православная Осетия». Для этого, по его словам, казаков следует поддержать на государственном уровне и обеспечить землей.

Напомним, что этим летом полномочный представитель президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин также предложил наделить российских казаков землями, которые находятся в федеральной собственности.

Противники планов по возрождению казачества обычно отмечают, что наделение казаков землей и использование казачества в военных или полицейских целях создаст незаконные привилегии по сословному принципу. Однако если казачество получит статус народа, проблема будет выглядеть иначе.

Тем временем ситуация становится все более сложной. Сельская Россия вымирает, и ее заселяют мигранты, огромные территории выпадают из правового поля и контролируются этническими бандами или местными цапками, агропром разрушается. 18 июля министр регионального развития РФ Виктор Басаргин на встрече с участниками молодежного форума «Машук-2011» в Пятигорске сообщил, что свыше 3 тысяч российских населенных пунктов за прошедший год прекратили свое существование из-за оттока населения в административные центры. Подобные цифры уже давно никого не удивляют и не впечатляют. Напомним, Regions.Ru регулярно проводят опросы парламентариев и священнослужителей о будущем российской глубинки:

Отец Александр Добродеев

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями считает, что идея раздачи земли казакам неплоха.

«У нас сегодня действительно сложилась такая ситуация в селе, что народу для выживания надо попросту дать возможность не только нормально жить и работать на земле, но еще и охранять ее. И если казаки на это способны, то почему бы не позволить им это», — говорит священник.

«А вот с идеей о казаках как отдельном народе я не согласен. Они все-таки являются частью нашего общего русского народа», — добавил отец Александр.

протоиерей Александр Кузин

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине знает эти вопросы не понаслышке: «Я занимался в свое время проблемами казачества, и хочу сказать, что любые призывы к признанию их отдельным народом всегда кончались дурными спорами. Никогда казачество не выделялось в качестве отдельного народа, этноса, хотя внутри русского народа они и стоят особняком».

«А вот заселять земли казаками можно и нужно, но здесь нас ждет другая проблема: может начаться процесс вхождения в казачество людей, которые отношения к нему никогда не имели, этой нишей воспользуются люди маргинального уровня», — предупреждает священник.

«Если же говорить о привлечении казаков к защите наших границ, то в таком случае им надо предоставить определенные привилегии. Когда-то казаки исполняли эти функции и довольно успешно, почему бы не повторить этот опыт», — согласен с епископом отец Александр. – «К тому же привлекать казаков именно на пограничных рубежах – это вполне обосновано, а в качестве оплаты их можно как раз наделять землей».

Протоиерей Александр Ильяшенко Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также одобряет идею наделять казачество землей.

«Казачество нужно возрождать в лучшем виде — через возрождение традиций. Это благое дело. Казак — это в первую очередь конный воин, охраняющий границу. И в тех горных районах, например, где проходит граница, и от техники мало пользы, казаки будут незаменимы», — сказал он.

«Что же касается выделения казачества в отдельный народ, то с этим должны разбираться ученые и специалисты. Я же могу только сказать, что мой прадед был казаком, но я себя не чувствую инородцем. Для меня русский народ родной», — добавил отец Александр.

Отец Сергий Шастин

Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, также напомнил, что исторически казаки всегда охраняли наши рубежи.

«И я знаю, что некоторые наши соседи из бывших союзных республик выступают резко против, чтобы границы с ними охраняли именно казаки, потому что помнят, что с ними шутки плохи», — сказал он.

«Если бы удалось сочетать охрану границ с освоением заброшенных земель, то было бы очень хорошо. Самое главное, чтобы это было настоящее православное казачество, а не ряженые», — добавил отец Сергий.

«Но я бы не выделял казаков в отдельный народ. Это, скорее, особая социальная группа, выражаясь условно и не очень удачно – своеобразная каста со своим жизненным укладом. Но это все наши, русские люди. Другое дело, что не каждый может назвать себя казаком. Это определенным образом воспитанные и подготовленные к несению службы люди, живущие по определенным правилам – по особому уставу», — считает протоиерей.

«Безусловно, возрождение православного казачества – дело очень хорошее», — заключил он.

Игумен Мелетий (Соколов)

Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, также полностью поддерживает движение за возрождение казачества.

«Но я считаю, что казаки это все-таки часть русского народа. Просто это прежде всего воины, защитники рубежей Отечества. И если их наделять землей, то, конечно, в приграничных районах», — сказал он.

«Исторически казачество и формировалось как воинское население пограничья. Именно в этом его специфика. Вера у нас одна – православная. И язык у нас один. У казаков это разновидность великорусского языка с яркими диалектными особенностями. А по этническим корням это выходцы и из центральных районов России, и из Малороссии, и из малых народов, но это «кость от кости и плоть от плоти» русского народа», — считает отец Мелетий.

Муфтий Джафар Бикмаев Муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев не согласен, что казачество следует признать отдельным народом.

«Этот вопрос уже давно обсуждается, но ведь казаки – это не отдельный народ, а определенное социальное сословие. У нас вот и татары есть среди казаков, но это же не значит, что они стали другим народом», — говорит муфтий.

«А вот землю как раз надо всем людям давать, кто умеет и желает ее обрабатывать. И если они правильно будут ее использовать, то на специальных условиях, возможно, на пробный период, землю надо раздавать», — убежден он.

«И что касается охраны порядка, то почему бы и нет? Если это будет действительно помощь на благо народа, а не как когда-то они разгуливали по Ростову с нагайками и устраивали свои порядки, то я согласен», — заключил Джафар Зуфярович.

Шафиг Пшихачев

Президент Международной исламской миссии, генеральный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Шафиг Пшихачев напомнил, что во время переписи населения казаки уже себя представили себя именно отдельным этносом.

«Я был бы не против того, чтобы казаков привлекали к охране общественного порядка. Тем более, история помнит такие примеры. Казачество надо поддерживать, в том числе, предлагая им такую деятельность», — говорит он.

«Но, предлагая работу, надо поддерживать и другими способами, и наделение землями – хорошая инициатива. Хотя в субъектах нашей страны земельный вопрос стоит по-разному, где-то достаточно свободной земли, а где-то даже не хватает. Но, я думаю, к этому вопросу можно подойти дифференцированно и вполне успешно его решить», — подытожил муфтий.

Лауреат Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства, хоперский казак Виталий Скляров считает, что даже если и претворять в жизнь все эти предложения, то для начала необходимо разработать серьезную государственную программу для казачества: «Перед каждыми выборами у нас разыгрывается казачья карта, поэтому пока все подобные высказывания иначе как популистскими не назовешь».

«Для выделения и освоения земель необходимо открывать для казаков специальные кредиты, чтобы они могли по сниженным ценам покупать горючее, освободить их от налогов. Ведь сегодня те казаки, которые ведут свое хозяйство, никак не могут встать на ноги, у них нет возможности получить нормальный кредит, купить хорошую технику», — возмущается Виталий Николаевич.

«Что касается признания казаков как отдельного народа, то об этом разговоры ходят давно, но ведь у нас все равно отменена в паспорте графа «национальность», да и общественное мнение о казаках у нас сегодня не лучшее: казачество или критикуют, или поднимают на смех», — говорит он.

«У казаков есть бригады и полки, но они закреплены только на бумаге, так как нет настоящих командиров, атаманов. Для этого надо учиться, но поскольку казачество – это отдельная культура, своя история, то получать такое образование негде. Мы как-то обращались в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище с просьбой организовать там группу для детей наших казаков, но они предложили учить всех только по общей программе. Поэтому в том, что касается охраны границ и общественного порядка, тоже не все так просто», — сетует Скляров.