Крупные компании не хотят делиться информацией

Пять корпораций готовят обращение, в котором просят не расширять права акционеров на доступ к информации.

Крупные госкомпании — «Транснефть» и «Роснефть», а также частные «Сургутнефтегаз» и ТГК-2, продолжили свою борьбу за то, чтобы не расширять доступ миноритарных акционеров к информации. К ним решил присоединиться и банк ВТБ, рассказал источник, близкий к одной из корпораций.

Компании подготовили письмо, которое собираются отправить вице-премьеру Игорю Сечину, председателю Госдумы Борису Грызлову, министру экономического развития Эльвире Набиуллиной и министру энергетики Сергею Шматко.

Это будет уже второе обращение крупного бизнеса к чиновникам, связанное с рассмотрением в Госдуме законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменений совершенствования механизмов реализации прав акционеров публичных хозяйственных обществ на информацию». Первое письмо корпорации отправляли в мае, но результатов оно не принесло. Законопроект был принят в первом чтении.

Но корпорации пытаются настоять на своем. Больше всего их не устраивает, что, согласно законопроекту, будет достаточно приобрести одну акцию для получения «практически неограниченного доступа» к документам АО. А владелец 2% акций сможет получить неограниченный доступ к коммерческой документации. Причем, если акционер сумеет доказать, что информация ему необходима для защиты своих прав, то он может получить доступ к любым документам, независимо от того, сколько у него акций. При этом документ не предполагает никаких компенсаций убытков, которые компания может понести, если будет нарушена конфиденциальность информации.

Авторы письма напоминают, что было проведено несколько совещаний, на которых они изложили свои аргументы. Как говорит источник в одной из компаний, на совместном совещании руководители корпораций просили чиновников хотя бы поднять планку по владению акциями для доступа к информации.

Но Минэкономразвития большинство пунктов, вызывающих недовольство у крупного бизнеса, сохранило. Министерство не поддержало, в частности, инициативу компаний установить договорную ответственность за разглашение данных. А разрешение выдавать акционерам информацию при предоставлении доказательств ее необходимости «откроет широкие возможности для недобросовестных конкурентов и гринмейлеров», уверены в корпорациях.

По-прежнему не устраивает корпорации и то, что миноритарии получат доступ к документам не только головных компаний, но и дочерних предприятий. А акционеры «дочек» не хотели бы, чтобы информация о деятельности этих предприятий раскрывалась бы тем лицам, которые акционерами «дочек» не являются. То, что никаких изменений в законопроект не вносилось, «Известиям» подтвердили в министерстве.

Написавшие письмо представители компаний просят Грызлова учесть их предложения, Набиуллину — оказать содействие в урегулировании разногласий, Сечина и Шматко — написать свое обращение в Минэкономразвития и Госдуму.

У всех компаний, написавших письмо, есть опыт судебных разбирательств с миноритарными акционерами. ВТБ, «Роснефть» и «Транснефть», в частности, судились с адвокатом Алексеем Навальным, который требовал от них предоставить ему информацию. «Сургутнефтегаз», в свою очередь, хоть и предоставил Навальному протоколы заседаний совета директоров, но с нарушениями, поэтому тоже участвовал в судебных разбирательствах. В ТГК-2, которая второе обращение еще не подписала, продолжается конфликт между основным акционером (группа «Синтез») и миноритариями (Prosperity Capital, Deutsche Bank AG и Clearstream Banking) из-за отказа провести их представителей в совет директоров.

В «Транснефти» подтвердили факт существования обращения. Как пояснил официальный представитель компании Игорь Демин, текст письма находится в процессе согласования. В «Сургутнефтегазе» не смогли оперативно ответить на запрос «Известий». В ТГК-2 и ВТБ от комментариев отказались.

— Беспокойство компаний понятно: шансы на появление недобросовестных акционеров, конечно, увеличиваются, — считает адвокат Vegas Lex Вадим Кодол. — Сомнения возникли не на пустом месте, за последние 20 лет было много поводов для опасений.

Как отмечает Александр Арутюнов, юрист МКА «Арутюнов и партнеры», сейчас фактически идет борьба между крупными акционерами и акционерами с незначительным пакетом акций.

— Понятно, что крупные акционеры стараются не пускать мелких в святая святых, — говорит Арутюнов. — Им, конечно, выгодно, чтобы мелкие не имели доступа к информации, и в том числе о «дочках» компаний. Мне кажется, крупный бизнес сможет продавить этот вопрос, и в конце концов миноритариям будет закрыт доступ ко всем данным.

По мнению Арутюнова, количество доступной информации не должно зависеть от того, сколько у владельца акций: ограничения приведут к неравенству и недовольству среди акционеров. Кодол, напротив, говорит, что обладатель 2% акций никак не влияет на принятие решений — почему тогда общество должно предоставлять ему много информации, в том числе по дочерним компаниям?

— Нынешнее законодательство и так достаточно сбалансированно, — говорит адвокат, — действующие пропорции соблюдают баланс интересов.

— Действующий закон предоставляет — причем с 1996 года — безусловное право доступа ко многим документам общества любого акционера, — говорит Денис Спирин, директор по корпоративному управлению представительства Prosperity Capital Management (RF) Ltd, а также участник подгруппы МФЦ по правовому регулированию корпоративных отношений.

Поэтому, по его мнению, даже существующий вариант законопроекта направлен на ухудшение положения акционеров.

— Нормы, устанавливающие новый порядок доступа акционеров к документам общества, зависящий от размера принадлежащего им пакета акций и необходимости доказывания вещей, доказать которые, предварительно не прочитав соответствующие документы, невозможно, мы оцениваем как крайне негативные, — говорит Спирин.

Спирин при этом категорически не согласен и с авторами письма. По его мнению, в отсутствие права на доступ к документам дочерних компаний миноритарные акционеры контролирующего общества не только не смогут защитить свои права, но даже не сумеют узнать, какой именно сделкой или каким именно действием дочерней компании их права были нарушены. Причем, отмечает он, нет никаких оснований полагать, что такое право акционеров нарушит права других участников подконтрольных акционерному обществу юридических лиц.

Отправить свое письмо компании собираются на этой неделе. В Минэкономразвития не пояснили, когда они намерены подавать законопроект на второе чтение в Думу. Однако вряд ли его принятие сильно затянется. Законопроект подготовлен в соответствии с данным весной поручением президента по улучшению инвестклимата в России.