Россия как держава: русофильские заблуждения или беззубый тигр?

Я понимаю, что эти слова огорчат тех, кто за неимением лучшего возлагает большие надежды на Россию (какой она является, путино-медведевской или медведево-путинской, нам, кстати говоря, неясно из-за разыгранной ими постановки), от которой они, по всей видимости, ожидают гораздо больше, чем она в состоянии предложить. Тем не менее, в свете недавних откровений российского Министерства обороны, публикаций британской экономической прессы и последнего псевдодипломатического зуда (уже недолго) президента России Дмитрия Медведева, нужно поставить перед собой следующий вопрос: по-прежнему ли Россия так сильна, как полагают некоторые?

Зачем нужно задать себе этот вопрос именно сейчас? Для этого, как вы понимаете, есть сразу несколько причин.

Первая из них заключается в том, что Министерству обороны России пришлось опровергнуть все более и более упорные слухи, из которых следует, что к 2014 году российский флот намеревается утилизировать все стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула». Неприятно. Особенно на фоне недавно продемонстрированной неспособности самостоятельно построить надводные суда последнего поколения, которая вылилась в заказ партии вертолетоносцев «Мистраль» во Франции. Все это, конечно, наводит на не слишком приятные мысли, если сравнить с тоном официальных заявлений, в которых нас пытаются убедить не пойми в чем. Почитайте официальные пресс-релизы, посвященные российско-грузинской войне, в которой России удалось одержать верх лишь с немалыми трудностями, хотя ее противником была крошечная Грузия! Кроме того, военно-воздушную операцию России сайт RedStars (который, кстати, достаточно близок к России) назвал… «воздушным фарсом»!

Стоит ли вспоминать о скандальных заявлениях по поводу нового (здесь, наверное, нужно было бы сказать «наконец-то») российского самолета 5-го поколения, знаменитого Т-50, на последнем авиационно-космическом салоне в Москве (МАКС-2011)? Возрождение российской авиации?

Что касается рыночной доли, ничего подобного пока не видно. Во время последнего салона в Ле-Бурже лишь две компании (Airbus и Boeing, не будем никого обижать) получили сотни заказов, тогда как МАКС принес всему российскому авиапрому (как гражданским, так и военным предприятиям) всего лишь несколько десятков контрактов. И, когда мы говорим «десятки», то отнюдь не имеем в виду цифры в 80 или 90 заказов, если у вас были какие-то заблуждения. Теперь давайте опять обратимся к анонсам. И напомним, что в 2010 в России было построено всего ДВЕНАДЦАТЬ гражданских самолетов, и, несмотря ни на какой МАКС, последняя версия Ту-204, Ту-204СМ до сих пор не может найти покупателя. Разумеется, когда от торговых представителей у стендов уже с 10 утра разит перегаром (на будущем салоне «Милипол» мы оценим (или нет) новые этиловые достижения), добиться результатов очень непросто, товарищи! Обратите внимание и на российских и западных экспертов, которые сегодня на полном серьезе обсуждают возможное исчезновение «МиГ» как компании
в обозримом будущем…

Что касается модернизации российских военно-воздушных сил, здесь все тоже не слишком гладко: речь идет только о Су-34 и Су-35. Единственные пополнившие российские эскадрильи МиГ-29 оказались машинами, от которых в свое время отказались алжирцы. Что до остального, программа МиГ-29К продвигается не особенно резво (в настоящий момент испытания продолжает лишь один прототип, №941), и во время представления своего финансового отчета компания была вынуждена ограничиться заявлением о том, что программа перевооружения армии на 2011-2020 годы предусматривает «закупку МиГ-29К/КУБ и МиГ-35». К тому же последняя НАСТОЯЩАЯ модернизация российских ВВС произошла в 2010 году. В тот момент российские летчики получили всего-навсего 15 машин, а именно: четыре многоцелевых Су-30М2. Четыре бомбардировщика Су-34. Четыре тренировочных Як-130. Три МиГ-29СМТ. Здесь также необходимо отметить, что три этих МиГа остались от алжирского заказа (России вернули 34 машины). Но здесь особого выбора у военных не было: либо ВВС берут их на вооружение, либо они остаются без дела и в лучшем случае превращаются в памятники.

С точки зрения официальных сообщений, поводов для ликования тоже не просматривается. Как написали Пьер Казамаю (Pierre Casamayou) и Петр Бутовский, «если на прошлом салоне в Москве [то есть в 2010 году] Министерство обороны России заказало партию в 48 Су-35 и четыре Су-32М в присутствии Владимира Путина, в этом году ничего похожего не произошло. В обоих случаях [речь, очевидно, идет об официальных объяснениях] переговоры о цене не удалось довести до конца».

С противовоздушной обороной дела обстоят несколько лучше. Но и тут не обошлось без подвоха. Так, Тегеран недавно решил обратиться в суд из-за отказа России поставить в страну обещанные ракетные комплексы С-300. Производство которых, кстати говоря, недавно было полностью остановлено. С 1994 года С-300 идут практически исключительно на экспорт, и это наводит на мысль о том, что Москва может довольствоваться продажей гомеопатических доз С-400, когда посчитает нужным. Или же, рискнем предположить, когда Вашингтон даст свое согласие…

Что же до российского флота, можно ли и его охарактеризовать как «морской фарс»? Перспективы здесь также отнюдь не радужные…

Как обстоят дела с «Акулами», одной из главных ударных сил российского подводного флота? Специализированный сайт meretmarine.com считает следующее: «Будущее этой техники остается туманным. Из шести построенных «Акул» в строю находятся лишь три (три остальных были утилизированы в 1996 и 1998 годах). Спущенный на воду в 1981 году «Дмитрий Донской», который был переоборудован для испытаний баллистической ракеты «Булава» (предназначена для новых атомных подлодок типа «Борей»), завершил срок службы. «Юрий Долгорукий», первая в серии подлодок нового поколения, сейчас способен самостоятельно пускать ракеты. Тем не менее, нести активную службу в Тихоокеанском флоте он начнет лишь в конце этого года. Что касается двух других «Акул», «Архангельска» (1987 год) и «Северстали» (1989 год), они простаивают в Северодвинске в ожидании модернизации».

Сами видите, хорошего мало.

Кроме того, все это касается лишь сами подводных лодок. Но что насчет их оружия?

Как пишет все тот же meretmarine.com, «с учетом видимой невозможности полного перехода на «Булаву» с технической (и/или финансовой) точки зрения, «Акулы» сегодня лишились всех своих зубов. Дело в том, что баллистические ракеты Р-39, для которых они, собственно, и предназначались, были сняты с вооружения. В результате встает вопрос, что делать с этими атомными подводными лодками. Один из возможных вариантов – это переоборудование (по примеру четырех американских подлодок типа «Огайо») под крылатые ракеты и перевозку отрядов коммандос».

«Технические» причины медленного перехода на «Булаву» заключаются в том, что удачной оказалась лишь часть испытаний на море. Значит, она гораздо менее эффективна, чем Р-39? Сложно сказать.

Другой немаловажный вопрос заключается в следующем: как до этого дошло? Если присмотреться, можно понять, что затеянная Медведевым и Путиным игра с перестановкой мест слагаемых (первый в меньшей степени строит из себя «великоруса» чем второй) напоминает дымовую завесу, призванную скрыть вопиющее отсутствие компетентности наверху газовой вышки, коей и является Кремль.

Простой пример: театральное представление, которое продемонстрировал нам дуэт Медведев-Путин в соглашении по «Мистралю». Первый говорил об абсолютной необходимости подписания контракта с Францией, тогда как второй морщил нос при мысли, что военные обратились не к российским судостроителям.

Наконец, какой «морской фарс» устроили нам эти двое? Итак:

1. Если Путин прекрасно понимал драматическое положение российского флота, почему он своей руководящей волей не заставил российские предприятия реализовать проект и предоставить флоту собственный эквивалент «Мистраля»?

2. Почему он (а также Медведев) не решил вопрос с упадком российского подводного флота («Акулы») и его вооружения («Булава»)?

3. В свете недавнего перехода власти от одного члена тандема к другому, кто хоть на мгновение сможет поверить, что они могли разыгрывать серьезные разногласия по какой-то другой причине, помимо развлечения целой аудитории местных и иностранных наблюдателей?

Сначала «воздушный фарс», потом «морской». Так что же в итоге остается от военной мощи России? По всей видимости, не так и много, если не считать официальных обещаний, в серьезность которых больше никто не верит. Последняя из них, которую недавно озвучил глава ОАК (в нее входит все, что осталось от российского сектора военной авиации) Михаил Погосян: он сообщил, что программа перевооружения армии предусматривает закупку 800 боевых самолетов до 2020 года.

Стоит ли здесь распинаться о российском вето против последней резолюции в ООН, которую предложил Вашингтон, чтобы попытаться сдвинуть с мертвой точки ситуацию в Сирии? Нет. Для этого есть целый ряд причин:

1. Президент России Дмитрий Медведев лично подготовил почву для очередной гнусной дипломатической выходки Москвы. 7 октября этого года он поспешно заявил, что сирийский лидер должен «уйти», если не в состоянии провести «необходимые преобразования».

2. Какие преобразования и почему? Кто позволил временному хозяину кремлевского кабинета делать такие заявления о внутренних делах Сирии? По сей видимости, никто. За исключением желания угодить американскому Госдепартаменту, который уже давно охотится за шкурой Башара Асада. Дело в том, что у Медведева есть свой взгляд на развитие событий. Смотрите сами: «Если сирийское руководство не способно провести такие преобразования, ему придется уйти. Но это решение должны принимать не в НАТО и отдельных европейских странах, а должен принять народ Сирии и руководство Сирии».

3. Последний признак грядущего предательства России: когда Медведев зачитывает (краткий) список тех, кому не положено вмешиваться во внутренние дела Сирии, он очень четко произносит «НАТО» и «отдельные европейские страны», которые он, тем не менее, не стал уточнять. В список не вошли: все те, кого он не назвал и (разумеется, во главе очереди) Совбез ООН, который так хорошо зарекомендовал себя в дроблении союзников России. Простите, вы это к чему?

4. Россия любезно объяснила причину своего недавнего отказа, и теперь дорога на восток открыта для замыслов Запада. Сейчас ему достаточно всего лишь составить новую резолюцию, скроенную так, чтобы избежать возможных поводов для недовольства Москвы.

Готовы поспорить, что Вашингтон, Лондон и Париж возьмутся за работу, засучив рукава. Российской дипломатии в таком случае останется лишь довериться мудрости других наций и встать на свою любимую позицию (как она это уже делала во время первой войны в Персидском заливе и недавнего голосования по Ливии): то есть поднять лапки кверху перед Западом. Как нам кажется, все это вопрос лишь нескольких недель.

Другая проблема. Некоторые аналитики много говорили об улучшении отношений России и Белоруссии (которые бросало то в жар, то в холод). В итоге Москве удалось урегулировать часть разногласий (все они, кстати говоря, лежат на совести Кремля) с Минском. Но, как рассказал Жак Борд (Jacques Borde) в одном из последних интервью нашему сайту, на деле все оказалось не так безоблачно. Когда речь заходит о практических проблемах, белорусскому соседу предлагают выпутываться собственными силами. Так, Белоруссия в скором времени приступит к модернизации своего парка истребителей. Москва протянет руку помощи? Как бы не так: это не причина для предоставления какой-либо поддержки. В результате Минск ведет переговоры с военно-воздушными силами Индии о покупке 18 Су-30К, которые затем будут модернизированы на сумму 15 миллионов долларов. Получается, что здесь опять-таки все, кем овладевают мечты о великой России, становятся жертвами политико-информационной игры пары обманщиков, которые сменяют друг друга на кремлевском троне?

Как бы то ни было, оставим в покое состояние вооруженных сил Белоруссии. Если сегодня российский тигр и оказался (почти) «без клыков» (с учетом, что период Медведева был всего лишь жалкой пантомимой), это прежде всего вина Путина, которому, если его изберут, придется доказать, что быть государственным деятелем — не значит заниматься исключительно «избирательными фарсами» или сажать за решетку видных олигархов, пусть даже с небезупречной репутацией. Тут, кстати, нельзя не отметить, что если (заслуженная) участь Михаила Борисовича Ходорковского, как предполагалось, должна была дисциплинировать и произвести нужное впечатление на финансовую олигархию, задумка определенно закончилась провалом. Если верить последнему опросу Camden Media, который был проведен совместно со швейцарским банком UBS, «88% российских предпринимателей, которые обладают состоянием более чем в 50 миллионов долларов, уже перевели за границу свои средства и намереваются продать бизнес».

Однако проблема на самом деле гораздо шире. Дело в том, что в отличие от благостного онанизма, в который ударилось большинство источников русофильской поддержки (их имена мы так и быть называть не будем), над будущим Третьего Рима (его еще не выбросили из головы некоторые наивные мечтатели) нависли «всеобщая фрустрация» и «отсутствие перспектив». Оба этих фактора давят на россиян, причем до такой степени, что, по данным последнего опроса Левада-Центра, 22% взрослых говорят, что хотели бы уехать из страны. «За последние четыре года это число утроилось и достигло рекордной отметки со времен распада Советского Союза», — пишет авторитетное издание The Economist. Разумеется, «уехать хотят не бедные и отчаявшиеся люди, а предприниматели и студенты. Почти треть проживающих в больших городах людей в возрасте от 25 до 39 лет, чей заработок в 5-10 раз превышает средний уровень по стране, готовы собирать чемоданы».

Последний вопрос, который особенно важен, раз Медведев готовится освободить нагретое президентское кресло. Может быть, мы слишком сгущаем краски и рисуем несколько искаженный портрет премьер-министра Владимира Владимировича Путина с постыдной целью нанести ущерб имиджу судьбоносного лидера? The Economist отмечает (и это, кстати только подтверждает наши выкладки), что «перспектива возвращения Путина на вершину власти, пусть даже на самом деле он ее и не покидал, лишь обострило ощущение застоя».

Показушная военная мощь, зачастую блеклая дипломатия (недавнее движение в ООН вокруг Сирии, как нам кажется, будет, увы, временным явлением), очередной исход россиян в белых воротничках. И что, Россию все еще можно назвать державой? Вообще, конечно, это в куда большей степени ее проблема, чем наша. Однако некоторым давно пора открыть глаза и прекратить строить воздушные замки на Урале.