Срыв Гособоронзаказа признан официально

О крахе планов правительства рассказал заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач.

Cнеприятным известием выступил в понедельник, 10 октября, заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач. Как передает ИТАР-ТАСС, он прогнозировал, что гособоронзаказ на 2011 и 2012 год с большой вероятностью будет сорван. Похоже, это уже превращается в недобрую традицию. Гособоронзаказ на 2010 год объемом 1,159 триллиона рублей не был выполнен на 30 процентов, а годом ранее — наполовину.

О том, что гособоронзаказ на 2011 год объемом в 1,5 триллиона рублей скорее всего будет сорван, КМ.RU уже рассказывал. Первые заявления о его возможном провале прозвучали еще в конце весны — начале лета текущего года. Тогда, как все помнят, президент РФ Дмитрий Медведев поручил министру обороны Анатолию Сердюкову разобраться в ситуации и устранить возникшие сложности с реализацией гособоронзаказа, либо наказать «паникеров». Впоследствии пошла многонедельная пикировка между представителями различных отраслей ОПК и военным ведомством, сопровождаемая взаимными обвинениями и кляузами друг на друга президенту и премьер-министру.

Как саркастически заметил премьер-министр Владимир Путин: «Я куда ни приеду, слышу накаты на министерство обороны, прошу простить меня за моветон, а когда встречаюсь с руководством Минобороны, оно выдвигает встречные контртребования к промышленности». Правда, в конце июля, понукаемые Медведевым и Путиным, министр обороны Анатолий Сердюков и председатель Военно-промышленной комиссии вице-премьер Сергей Иванов пообещали в ближайшее время разрешить ситуацию и обеспечить-таки выполнение гособоронзаказа, в т. ч. и за текущий год. Но, как известно, пообещать и выполнить обещание – это совсем не одно и то же, тем более в нашей стране.

Например, министерство обороны клятвенно заверяло, что все контракты по гособоронзаказу для Московского института теплотехники (МИТ), занимающегося мобильными ядерными комплексами «Тополь» и «Ярс» (с разделяющейся боеголовкой), будут заключены до конца июля. Сделать это казалось тем более желательным, что именно руководитель МИТ Юрий Соломонов одним из первых поднял шум по поводу провала гособоронзаказа, и, как выясняется, отнюдь не безосновательный, хотя термин «паникеры» первоначально предназначался именно ему. Теперь же выясняется, что контракты с МИТ так и не подписаны. Источники, близкие к Минобороны, прогнозировали, что заключить их удастся к 20 августа, но их не удалось заключить и к концу сентября.

Еще хуже ситуация с гособоронзаказом для авиации. Помнится, КМ.RU сообщал, что в ходе открывшегося в Жуковском 16 августа Международного аэрокосмического салона (МАКС) «планируется подписать все контракты по гособоронзаказу в авиационно-космической сфере». Однако этого не произошло, и крупные военные контракты в авиационной сфере даже не были проанонсированы. Произошло это по-прежнему из-за обострившегося противостояния производителей и военных заказчиков, которые не желают идти на компромисс. Более того, так и не были заключены даже давно ожидаемые контракты. Речь идет о закупках 60 новейших учебно-боевых самолетов Як-130, а также 24 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. Общая стоимость только этих поставок могла достигнуть $3 млрд.

Причиной проволочек с контрактами не могли стать вероятные технические недоработки самолетов, поскольку это – всего лишь предмет для дополнительных переговоров, убеждены эксперты. Зато происходящее отражает непростой процесс согласования цен на новые вооружения между промышленностью и министерством обороны.

«В действиях Минобороны наблюдается чисто бухгалтерский подход, можно сказать, подход мытаря, – цитирует РИА «Новости» заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко. – Задача поставлена так: снизить цену контракта. Отсюда – и эта ситуация». Специалисты подчеркивают, что активность, с которой военное ведомство в последнее время «отжимает ценник» на поставки вооружений и военной техники, отмечается давно, и не исключено, что эта позиция и легла в основу срывов гособоронзаказа в 2010 и 2011 гг. – наряду с негибкой позицией самих промышленников.

Впрочем, надо уточнить, что все же в ходе МАКС был подписан контракт с холдингом «Вертолеты России», с которым ранее военное ведомство никак не могло договориться. А контракты на поставку 24 корабельных истребителей Миг-29К и 65 учебно-тренировочных Як-130, по данным некоторых СМИ, рассчитывали заключить к концу декабря. Но в конце сентября, стало известно о том, что Министерству обороны не удалось договориться с «ОАК» о стоимости поставки в рамках гособоронзаказа на 2011 год самолетов Як-130. Тендер признали несостоявшимся, несмотря на требование премьер-министра Владимира Путина заключить контракт до 12 сентября. При этом сообщалось, что цена на самолеты для Минобороны была существенно занижена относительно их реальной стоимости.

Также в Минобороны высказывают сомнения относительно того, что до конца 2011 года удастся завершить переговоры с ОАК о поставках 24 палубных истребителей МиГ-29к. По мнению представителя Центра анализа стратегий и технологий, одной из причин задержки с контрактами по МиГам является сильная загруженность авиакорпорации. В настоящее время на заводе ведется строительство самолетов для Индии. Кроме того, острой необходимости в поставке истребителей до конца года нет — единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», для которого предназначались самолеты, скоро встанет на ремонт.

С военным кораблестроением, кстати, также складывается аналогичная ситуация. Еще 19 августа премьер Владимир Путин обсудил с вице-премьером Игорем Сечиным и министром обороны Анатолием Сердюковым вопрос заключения контрактов в рамках гособоронзаказа на 2011 год с предприятиями, входящими в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Переговоры между Минобороны и ОСК продолжаются, к ним подключилось и министерство промышленности и торговли, но, как сообщал «Коммерсант» «стороны не верят в скорый успех переговоров».

Не так давно руководство ОСК направило письмо министру обороны Сердюкову, в котором говорилось о «критической обстановке с размещением и выполнением заданий ГОЗ-2011». В обращении, в частности, упоминалось, что с предприятиями ОСК, являющимися головными исполнителями ГОЗ, не заключено (либо не урегулировано разногласий) 13 контрактов на общую сумму более 40 млрд руб. В нем же назывались предприятия, которые фактически остановили работу. Это центр судостроения «Звездочка», являющийся крупнейшим судоремонтным заводом, и завод «Севмаш», который должен сдать в рамках ГОЗ-2011 две атомные подводные лодки проекта 955 «Борей».

В Минобороны на письмо отреагировали, состоялась встреча с руководством ОСК (ее инициатором стал вице-премьер Игорь Сечин, до недавнего времени возглавлявший совет директоров ОСК). Помимо упомянутых предприятий, на встрече обсуждались и проблемы вокруг «Адмиралтейских верфей». К диалогу присоединилось и министерство промышленности и торговли. Но, несмотря на столь представительный состав участников, никакого прорыва не последовало, стороны банально предъявляли друг другу материальные претензии. «ОСК будет обосновывать цены на свою продукцию, а МО – пытаться доказать, что это – слишком большая цена за ту или иную боевую единицу. Будем реалистами: особых надежд на благополучный исход пока, увы, нет», – заявил на основах конфиденциальности один из участников этих переговоров.

Справедливости ради надо уточнить, что и действиями представителей ведомства Сердюкова руководит не только «чисто бухгалтерский подход, можно сказать, подход мытаря». Как объясняют сами представители военного ведомства, «министерство обороны не может идти по приказу правительства и заключать контракты с теми, с кем необходимо, на нереальных финансовых условиях. Вся сумма, которая выделена на ГОЗ этого года, жестко утверждена, и мы не можем ее превысить. Если закупим технику за большую цену у одного производителя, то нам может не хватить денег на закупку другой, столь же стратегически важной. И в отношении ОСК наша позиция останется такой же, как и со всеми. Исключений в этом вопросе быть не может».

«Отечественный ВПК, составленный из оставшихся в живых, но заржавленных шестеренок советской оборонной индустрии, отвыкшей от больших поставок современного вооружения, и менеджеров военного ведомства, не всегда способных четко сформулировать стратегию развития военной машины России, приходит в движение с большим трудом. Процесс, в принципе нормальный для бизнеса, приводит пока лишь к срывам многомиллиардных контрактов и паузам в формулировании принципов дальнейшей трансформации национальных вооруженных сил», – так недавно резюмировало ситуацию с гособоронзаказом РИА «Новости».

Тем не менее, как раз на днях, 7 октября, министр обороны РФ Анатолий Сердюков выступил с рядом достаточно оптимистических заявлений. Как заявил Сердюков, гособоронзаказ на 2012 год уже почти полностью размещен. По словам министра, из 580 миллиардов рублей «осталось пристроить» чуть более 20, тем самым военное ведомство намерено оплатить весь гособоронзаказ на будущий год авансом.

По словам Сердюкова, при размещении гособоронзаказа на будущий год был учтен опыт предыдущих лет. В частности, военное ведомство будет формировать список необходимых для покупки вооружений и военной техники до декабря, чтобы оборонные предприятия смогли приступить к исполнению гособоронзаказа уже с января следующего года.

Кроме того, по заверениям министра обороны, его ведомство сумело урегулировать и споры с предприятиями ОПК. «При формировании гособоронзаказа у нас к оборонщикам было две претензии — по цене и качеству вооружений. Мы добивались, чтобы они открыли нам «историю себестоимости» продукции. То есть, показали нам все прозрачно. Нам надо было понять, откуда и что берется. После долгих споров компромисс, в конце концов, найден», — отметил Сердюков, не пояснив, в чем этот компромисс заключается. И вот теперь министерство экономического развития ставит под этими заявлениями большой знак вопроса.