Стратегия Киева без киевлян

Для большинства киевлян «Стратегия развития Киева до 2025 года» — это назойливые СМСки, которые предлагают обсуждать эту саму стратегию в Фейсбуке и Твиттере.

В чем заключается уникальность столичной «Стратегии» и ее новаторство в масштабах Украины? Нужно ли «стратегически» развивать город, в котором существует Два института генплана? Как 20-летнюю необходимость строительства метро на Троещину легче превратить в PR-говорильню столичного масштаба, чем в стройку? Почему сайты разработчиков «Стратегии» (в т.ч. «Бостон Консалитнг групп»), не содержат информации о том, что эти организации разрабатывают стратегию для Киева? Как три комментария за три месяца в Твиттере могут повлиять на судьбу столицы? Почему самыми активными комментаторами «Стратегии» в Фейсбуке оказались сотрудники ТРК «КИЕВ»?

Еженедельник «2000» начинает серию публикаций посвященную «стратегическим» вопросам развития Киева до 2025 года.

Был ли Киев первым?

Как оказалось, стратегия развития города, составленная по результатам опросов общественного мнения и внедренная за счет городского бюджета, средства инвесторов и грантов — это совсем не ноу-хау для Украины. И Киев далеко не первый в этом.

Редакция «2000», в отличии от КГГА, связалась с представителями городов, где уже разработана и внедрена «Стратегия», и узнала от том, как происходили «стратегические» действия.

Чернигов: «Северная стратегия»

Первым городом, жителям которого предложили самостоятельно определить приоритетные направления развития, стал Чернигов. Он начал разрабатывать свою «Стратегию» в 2005-м.

Представитель городского управления стратегического развития и туризма Юрий Ткач сообщил, что создатели использовали для своего проекта готовые решения развития других городов. Два года велось обсуждение и разработка черниговской «Стратегии», а с 2007-го она вступила в действие.

Основными горожане определили следующие направления:

1. Социально-экономическое развитие.

2. Улучшение ЖКХ.

3. Социальные услуги, правопорядок.

4. Управление и общественность.

5. Экология.

— Сейчас программа требует некоторых изменений в связи с экономическими реалиями, — делится с «2000» Юрий Владимирович. — На данном этапе мы завершили мониторинг ее выполнения. И можем с уверенностью заявить, что программа на 50% выполнена. (Более детальная информация будет, когда проанализируем все данные). С программой стало легче работать и отслеживать процессы: известно, кто за что отвечает и в какой срок, что должен выполнить. Очень хорошо работает Черниговводоканал. Мероприятия финансируются Международным банком.

— Какие есть проблемы, недостатки?

— Главная проблема — это неполное финансирование.

— А каково отношение к программе самих горожан?

— Налицо активная заинтересованность: недавно проводил с молодежью обсуждение — получил интересные предложения, которые стоит внести в программу.

— Обращались ли к вам за консультацией киевляне, ведущие разработку собственной «Стратегии»?

— Из Киева за последний год по вопросам стратегии никто не обращался ни письменно, ни в телефонном режиме. Хотя между Черниговом и Киевом огромная разница, но некоторые решения для городов могут быть похожи, — уверен Юрий Ткач. — Да и на начальном этапе все делают одинаковые ошибки.

Львов. Туризм невозможен без IT-технологий

Следом за Черниговом «Стратегию» собственного развития разработал Львов.

Как рассказал «2000» Александр Кобзарев, специалист Института города, программа у львовян была запущена в 2009 г. Конечно, поначалу она вызвала недоверие у горожан — многим казалось, что все эти начинания направлены только на то, чтобы привлечь туристов в город. Коренные львовяне считали «Стратегию развития Львова» очередным проектом проедания грантов.

— Трудно было начинать? — спросили мы у г-на Кобзарева.

— В отделах и департаментах горсовета избегали увеличения нагрузки и увиливали от нового проекта, — рассказывает Александр. — Главной помехой было отсутствие информации у населения. Сейчас только 10% жителей Львова не поддерживают программу.

— Как финансируете свою «Стратегию»?

— Изначально проект финансировали из городского бюджета. Сейчас — за счет инвесторов.

— Пытались охватить все сферы жизни города или брались только за отдельные направления?

— Основными направлениями для города были выбраны: туризм, бизнес, услуги и IT-технологии. Львов — одно из самых популярных туристических направлений. А благодаря внедрению «Стратегии» город занимает лидирующие позиции во многих сферах IT.

— А что дальше?

— Имея опыт внедрения такого проекта, мы разрабатываем «Комплексную стратегию развития города». Она позволит скоординировать работу служб и организаций, избавиться от дублирования функций и обозначить круг конкретных задач.

— Обращались ли к вам киевляне за помощью и консультациями?

— Нет, никто из Киева к нам не обращался.

Донецк: область в «Стратегии»

После Львова и Чернигова стратегию развития региона в мае 2009 года решила разработать Донецкая область.

Специалист главного управления регионального развития, привлечения инвестиций и внешнеэкономических отношений Донецкой облгосадминистрации Андрей Анисимов рассказал «2000», что в рамках «Стратегии» были определены четыре направления: металлургия, сельское хозяйство, инвестиции, подготовка кадров:

— Нам удалось привлечь инвестиции. Был создан инвестиционный паспорт Донецкой области. В рамках внедрения «Стратегии» мы проводим Международный инвестиционный саммит DID. Донецкая область первой в стране получила достаточно высокую оценку от Fitch Ratings — «B», характеризующую регион как стабильный.

— Значит «Стратегия» в области внедряется успешно, проблем нет?

— Не скажу, что все работает, но 80% задач выполняется.

— Как отнеслись жители региона к разработке «Стратегии»?

— Сначала никто в успех не верил, но сейчас отношение поменялось.

— Обращались ли к вам за помощью и консультациями из столицы?

— Мы были в Киеве, проводили презентацию.

* * *

Итак, «Стратегия» оказалась не столичным изобретением, а успешным давно принятым в других городах проектом.

Трудности, которые возникали на начальных этапах ее внедрения, всюду одинаковы:

— плохое информирование населения о целях и необходимости стратегии;

— низкий уровень доверия населения;

— нежелание чиновников заниматься этим проектом;

— из-за отсутствия информации о «Стратегии» нежелание представителей бизнеса участвовать в ее разработке.

Большинства сложностей при запуске этого проекта можно было избежать, проконсультировавшись с теми, кто через это прошел и частично переняв их опыт. А не формировать образ стратегов-первооткрывателей рассылая СМСки и создавая PR-говорильни.