Молдавия: в Евросоюзе мы не будем

«Ваше время ушло», — примерно так Траян Бэсеску объяснил, почему Молдову в Европе не ждут. Потому что кредит доверия оказался не вечным, реформы — липовыми, затраты — огромными, а усилия — слабыми. Мы ползём в деле евроинтеграции, механически делая какие-то изменения в законодательстве, но всё больше сосредотачиваясь на морально устаревших аспектах. Тем временем конечная остановка этого вялотекущего процесса попросту перестала существовать.

Срок давности

Так о каком же сроке мы говорим? Когда мы придём в Европу? Сколько лет понадобится Кишинёву, чтобы выполнить бесконечное «домашнее задание»? Могу сказать одно: нынешняя власть ответа на этот вопрос не знает. «Я бы не хотел сказать, что мы станем членами Европейского союза в ближайшее время, но 20–30 лет, Бог его знает, сколько потребуется, но нам надо жить сегодня», — сказал Серафим Урекян в прошлом году, покуда ещё был одним из лидеров правящего альянса.

Три десятка лет брал Серафим Урекян, хотя его нынешний партийный босс Владимир Филат обещал подать заявку уже в 2011 году. Мы все понимаем, что заявление о заявке было предвыборной «фишкой» либерал-демократов, разменной монетой в борьбе за симпатии избирателей, но ценой вопроса стала идея, доведённая альянсом чуть ли не до статуса национальной. Сегодня уже очевидно, что речь идёт о лжи в предвыборном буклете зелёного цвета.

«Хотел бы быть пророком, но не обладаю таким качеством. Но давайте всё же попробуем спрогнозировать: думаю, что в период между 10 и 20 годами [Молдова вступит в Евросоюз]», — сказал Мариан Лупу четыре месяца назад.

«Принимая в расчёт достигнутый прогресс, не вижу причин, почему Республика Молдова не может быть рассмотрена как потенциальный кандидат для присоединения к ЕС. Возможно, что мы сможем присоединиться в ближайшие 10 лет», — заявил министр иностранных дел Юрий Лянкэ в декабре 2010 года, когда стало очевидно, что формируется новый либерально-демократический альянс и более нет нужды держаться за обещания. А ведь о десяти годах молдавский министр говорил всего спустя месяц после обещаний своего патрона дать Молдове заявку уже в 2011 году.

Так кому мы должны верить? 10, 20 или 30 лет? Сколько нам ждать, чтобы нам распахнули двери, и распахнут ли их? Подводных камней больше, чем воды, а власти, как заведённые, талдычат об очередных достигнутых успехах, боясь посмотреть правде в глаза.

В Европу через…

Смотрите внимательнее, молдаване, ибо вам вместо Европы дают большую и непонятную карту, как в эту Европу попасть. Неужели можно говорить о серьёзности намерений молдавских властей, которые жалуют президента-униониста Траяна Бэсеску грамотой, о том, что он теперь представляет интересы РМ в Европе? Мы даём право евроинтегрировать нас человеку, который видит Молдову в составе Румынии через 20 лет, о чём говорит открыто.

И. о. президента Гимпу, который из всей евроинтеграции, её балтийского или румынского варианта уяснил лично для себя лишь борьбу с серпом и молотом и разделил в своём президентском аппарате вопросы внешней политики и евроинтеграции. Но разве это нормально? Неужели евроинтеграция не внешняя политика? Неужели у дипломатии Молдовы есть разные интересы в Европе по линии самой внешней политики и линии евроинтеграции? Да, Европу надо строить дома, но почему же тогда за евроинтеграцию Гимпу поставил отвечать румынского профессора и сотрудника спецслужб Дана Дунгачиу? «Объединение с Румынией является путём интеграции в ЕС», — заявил советник Гимпу, не моргнув глазом, и никто даже не посчитал нужным хотя бы осадить его, раз уж возмутиться совесть не позволяет.

Ответная реакция

А что происходит в самой Европе? Где тот кредит доверия, которым бравирует молдавская власть? Как протекал тот двухлетний «медовый месяц», который по заверениям Дирка Шубеля уже закончился, а сделано за всё это время так ничего и не было?

Ещё в начале 2010 года европарламентарий Иржи Машталка заявил, что обеспокоен составом комитета по сотрудничеству с Молдовой, который составлен из одних румын. Румыны по оба берега Прута занимались взаимными комплиментами в Европарламенте, но не продвигали евроинтеграцию. Дошло до того, что Корина Фусу попыталась расписаться за нерумынских членов комитета, выставив и себя в известном свете, да и весь европейски форум.

Не ладится евроинтеграция и в панъевропейском форуме — ассамблее Совета Европы. «Наблюдения за выступлениями наших румынских коллег (в Парламентской ассамблее Совета Европы — прим. ред.) не оставляют сомнения в том, что частью экстремистски ориентированного политического класса Румынии взят курс на аншлюс Молдовы», — говорил российский депутат Сергей Марков, предупреждая, что политика Бухареста не ведёт к евроинтеграции Молдовы.

Далее по отдельным странам картина становится ещё менее привлекательной. В интервью Adevarul министр иностранных дел Австрии Михаэль Шпинделеггер заявил, что не видит скорой евроинтеграции Молдовы. «Республика Молдова не стоит во главе списка кандидатов на присоединение, но — это важно — находится в этом списке. Важно, что Республика Молдова делает работу для сближения с ЕС, имеется в виду адаптация молдавского законодательства с европейским. Важно, что до сегодняшнего дня Молдова была включена в «Восточное партнёрство», которое предоставляет Кишинёву средства и мотивы продолжать движение по европейскому пути», — сказал он.

Позднее федеральный канцлер Австрии Вернер Файманн заявил, что Вена не предложит Молдове специальных условий для вступления в ЕС, так как его страна не имеет каких-либо особых и отличных от остального Евросоюза условий для евроинтеграционного процесса Молдовы.

Премьер-министр Франции Франсуа Фийон считает, что процесс евроинтеграции Республики Молдова не следует ускорять. По его словам, процесс присоединения Республики Молдова к Европейскому союзу должен протекать, естественно, без попыток затянуть или ускорить его. Фийон подчеркнул, что Молдова — «это государство, принадлежащее европейскому пространству через свою культуру, географию и историю», и у него «нет сомнений относительного европейского будущего» нашей страны, уточнив, что у Евросоюза есть пределы расширения.

Премьер-министр Польши Дональд Туск, прибывший вчера с официальным визитом в Кишинёв, затрудняется сказать, когда Молдова сможет присоединиться к Евросоюзу. Об этом он заявил на брифинге с премьером Владимиром Филатом.

Глава польского правительства Дональд Туск сообщил, что Молдова хоть и воспринимается в ЕС как «положительный герой», но назвать, в какие сроки республика присоединится к единой Европе, не смог.

Реклама вместо реформ

Кредит доверия стоило потратить на реформы. Потребовать средств на их масштабное и эффективное проведение. Но Кишинёв не додумался до чего-то более разумного, чем закрывать школы и спорить о цвете ковров в парламенте. «В последние годы в дипломатии Молдовы сильная европейская ориентация, это очень хорошо, однако важно чтобы и внутренние реформы сделать такими же сильными, как внешняя европейская ориентация», — говорил спецпредставитель ЕС Кальман Мижей.

«Медовый месяц закончился в 2011 году, сейчас мы стали настоящей парой и пришло время работать вместе. Необходимо посмотреть, каков будет прогресс в Молдове. В случае если стратегии реформирования провалятся, ЕС не окажет финансовой поддержки», — вторил ему глава делегации ЕС Дирк Шубель. «Есть два ключевых аспекта. Первый — это борьба с коррупцией, и второй — реформа системы правосудия и системы защиты правовых норм. Действительно это очень важные реформы, которые должны быть внедрены. Другими словами, не столько важно наличие самих законов, которые продвигают эти реформы, сколько их внедрение в жизнь», — резюмировал вышесказанное президент ЕС Херман Ван Ромпёй.

Свои заявления чиновники сделали уже после того, как Еврокомиссия представила ежегодный доклад о перспективах процесса расширения ЕС. Республика Молдова не только не попала в раздел потенциальных стран-кандидатов, где уже значится непризнанный край Косово, а также Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина и Албания, но и не получила со стороны ЕС каких-либо стимулов в знак признания проделанных реформ.

Во время варшавского саммита «Восточного партнёрства» стало известно, что Польша считает провальной реформаторскую политику нынешнего правительства Республики Молдова. Об этом радиостанции RFI Romania заявил советник правительства Польши Лукаш Адамски. «Множество аналитиков, даже и молдавских, говорят, что реформы, запущенные в Молдове, осуществляются лишь на бумаге и на самом деле сделано совсем немного. Как следствие правительство гораздо лучше справляется в том, чтобы делать себе рекламу…» — сказал он.

Визы партнёрства

Не смягчилась позиция Евросоюза и по вопросу визового режима и перспектив интеграции у стран «Восточного партнёрства». Причём «предавали» Молдову и заклятые друзья Владимира Филата по Европейской народной партии, и прочие большие и малые страны, не видящие нашу страну в составе ЕС.

Евросоюз и ранее считал, что переговоры об отмене визового режима успешнее идут с Россией, чем со странами «Восточного партнёрства», что подтвердил заместитель главы представительства ЕС в России Майкл Уэбб по итогам саммита Россия — ЕС в Ростове-на-Дону. Он подчеркнул, что в ЕС «ценят понимание Россией ситуации, сложившейся в Европейском союзе».

По его словам, «с Россией достигнут более существенный прогресс в этом вопросе, чем со странами «Восточного партнерства». «Там (в «Восточном партнёрстве» — прим. ред.) имеют место пока только обсуждения возможности отмены визового режима, а не переговоры. Но в диалоге с Россией придётся учитывать состояние переговорного процесса с шестёркой, хотя прямой зависимости между двумя диалогами нет», — заключил он.

Оказалось, что у Российской Федерации и Украины больше шансов, чем у Республики Молдова добиться либерализации визового режима с Евросоюзом. Об этом УНИАН заявил евродепутат, член делегации Европарламентского комитета по сотрудничеству ЕС — Молдова Рафаль Трзасковски. «Статистика показывает, что у Украины и России больше шансов на либерализацию визового режима. Если сравнить Молдову, скажем, с Украиной или Россией, то это просто парадокс. Может показаться, что Молдова ближе на пути к Евросоюзу, но, что касается либерализации визового режима, исходя из определённых аспектов, Украина намного ближе к цели», — заявил он.

Добавил свою лепту и комитет Европарламента по иностранным делам, который усилиями «народников» отказался предоставить странам-участницам программы «Восточное партнёрство» перспективу полноправного членства в Евросоюзе. Как подчеркнул автор доклада относительно восточного измерения политики соседства польский депутат Марек Сивец во время пресс-конференции по итогам голосования, члены комитета не смогли прийти к согласию относительно предоставления перспективы членства странам-участницам партнёрства. Таким образом, в проект парламентской резолюции не включён даже тезис о членстве.

«В конце этот тезис был отклонён по инициативе Европейской народной партии. К сожалению, мы говорим только о том, что «ЕС подчеркивает европейскую перспективу» для упомянутых стран. Для многих людей этого недостаточно. Для меня, как и для многих других депутатов, очевидно, что перспектива членства для этих стран — мощный стимул для политических и экономических реформ», — сказал он.

Итоговый провал

Было очевидно, что реабилитироваться Молдова может на варшавском саммите «Восточного партнёрства», но оказалось, что даже те скромные успехи, которые вроде бы были достигнуты в вопросах экономической интеграции, окончательно минимизируются прошлыми заявлениями еврочиновников. Тот же Херман Ван Ромпёй говорил, что переговоры по договору о создании зоны углублённой и всеобъемлющей свободной торговли Молдовы с Европейским союзом не будут начаты, пока официальный Кишинёв не примет законы по антидискриминации и не улучшит инвестиционный климат — и то и другое представляется на данный момент трудным шагом для молдавских властей. «ЕС делает ставку на будущее Молдовы. Будьте амбициозны. Но будьте реалистичны во всех промежуточных шагах по продвижению реформ, которые касаются соглашения об ассоциировании, соглашении о зоне свободной торговли, соглашении о либерализации визового режима, будьте реалистичны при совершении этих шагов, но будьте амбициозны», — добавил он тогда.

Саммит же закончился на минорной ноте. В итоговую декларацию не вошли ссылки на 49 статью Лиссабонского договора, что стало бы юридическим обязательством взять нас в ЕС хоть когда-то. Не оказалось и каких-либо временных рамок по либерализации визового режима.

«Нужно учитывать, что этот текст представляет собой компромиссное, консенсусное решение представителей всех 27 стран европейского сообщества о тех шести странах “Восточного партнёрства”», — заявил премьер-министр, видимо, не осознавая, что консенсус ЕС — это нежелание видеть новые страны в своих рядах.

Слова Владимира Филата вполне могли бы стать эпилогом к заявлению Дональда Туска на пресс-конференции с президентом Украины. «Это (Украина) самый большой партнёр в этом проекте, и он больше всех продвинулся в сближении с ЕС», — заявил глава варшавского правительства, поставив точку в европропаганде молдавских властей.

***

Наша евроинтеграция хромает на обе ноги, а мы даже не знаем, будем ли мы интегрироваться с Приднестровьем или без него. По крайней мере вице-спикер Владимир Плахотнюк ездит на Кипр и изучает там опыт присоединения лишь части территории страны, о чём говорит открытым текстом как об «интересном опыте».

Не стоит забывать, что этот путь в никуда означает отказ от других типов интеграции, но реальных, а не фантомных. Молдова усилиями властей упорно отказывается от работы моста между Востоком и Западом. «Молдова никогда не вернётся назад и будет идти только по пути евроинтеграции», — заявил в Литве Владимир Плахотнюк. Его поддержал и глава молдавского МИДЕИ, по мнению которого, быть мостом — это значит раскорячиться. «В том, что касается этой принадлежности к обоим пространствам (Восток и Запад — прим. ред.), мы должны выбрать и понять, что если продолжим сидеть, раскорячившись на двух стульях, как это было на протяжении 19 лет, то мы дойдём туда, куда дошли и в предыдущий период. Республике Молдова необходимо сформулировать очень чёткую цель — европейскую интеграцию», — сказал Юрий Лянкэ.

И что же, где эта чёткая цель? Европейская интеграция — это даже не расплывчатый контур, это мираж на пути двадцатилетних скитаний Молдовы в поисках своего места в мире.

Теперь мы должны переосмыслить Европу. За юридическим членством в ЕС не скрываются ровные дороги и рабочие места. Мы должны ещё раз осмыслить путь, сокрытый туманами. Мы должны осознать себя настоящим мостом между Востоком и Западом, а не приставкой к большой Европе. Пусть Восток и Запад станут столпами будущей Молдовы, а не она будет тянуться по ним всё выше и выше, не зная конца и не видя надежды.