«Новая газета»: ЦТ нам втюхивает правду

Благодаря спецпроекту Центрального ТВ мы теперь знаем, что нас ждет в течение ближайших 12 лет

А машине, которая шла на восток, обломали рога менты.
В. Цой, «Дети минут»

За прошедший месяц с хвостиком чередой пронеслись знаменательные даты и события, увильнуть от освещения которых госканалы не смогли. После того как МЧС и летние дожди справились с угрозой пожаров, ТВ настроилось отмечать 20-летие августовских событий 1991 года. В документальном фильме на Первом «Завтра все будет по-другому» уже 19 августа обнаружились тайные пружины разработки сценария, столь зримо реализованного на экранах 24 сентября.

Главная цель идеологов фильма (как и пространных комментариев на соседних госканалах) — размывание смысла и значения событий августа 1991 года. С точки зрения госканалов в августе 91-го все были «одинаково хороши»; из гэкачепистов сделали проигравших героев-романтиков; из победителей-демократов — лохов, упустивших власть. Очевидная же истина, что поле битвы осталось за мародерами, успешно властвующими до сих пор, была умело удалена из телепространства. Все умные слова по этому поводу были сказаны и унесены ветром радиоэфиров и ворохом газет. 11 сентября уже РТР подготовил сюрприз — свою оригинальную трактовку теракта века «Цитадель 911». Если большой сюжет в воскресном «Времени» на Первом достаточно обтекаемо адресовал авторство в разрушении башен-близнецов американским спецслужбам, то фильм, подготовленный к «праздничку» на РТР, целиком состоял из конспирологии наихудшего разлива. В любом городе мира при желании можно найти с десяток сумасшедших, искренне вовлеченных в собирание сплетен и небылиц.

Добавьте сюда обезумевших от горя родителей погибшего в башнях-близнецах эмигранта из России — и густой замес готов. Что меня особенно поразило, так это интонация: скорби о тысячи погибших людей разных национальностей в фильме не было и в помине. 22 ноября 1963 года были убиты всего два американца: полицейский и президент. Холодная война между двумя сверхдержавами была в самом разгаре, но я хорошо помню атмосферу печали и сочувствия в обычной московской школе, где я учился. И мы — школьники и учителя — были не одиноки.

Тогда еще у россиян, даже у тех, кто работал в советских средствах массовой информации, не атрофировалась совесть. Пройдет еще 20 лет, и уже по поводу сбитого нашими ВВС южно-корейского пассажирского самолета ТАСС сухо констатирует: «нарушитель» границы исчез в неизвестном направлении. А сегодня, понятное дело, получите за все сразу: и за преследование невинного депутата Лугового и следователей-губителей Магнитского, и за Березовского, и за Грузию…

Чужие здесь не ходят

В истории с созданием партии «Правое дело» пока еще много неясностей, но оперативность, с которой был изготовлен компромат на Евгения Ройзмана в итоговых новостях (здесь уже особо отличилось НТВ), наводит на мысль, что в этом деле действительно коса нашла на камень. Кому-то там, наверху (Суркову?) пришла в голову идея поиграть в демократию и многопартийность. Кто-то (Прохоров?) в это дело поверил. Чем в итоге все закончилось? Кремль, используя отработанную госканалами на Лужкове тактику, изменил в эндшпиле шахматные правила на столь близкие силовикам бои без правил, и полетели от правых «клочки по закоулочкам».

Я давно имею честь быть знакомым с Евгением Ройзманом, и меня уже во второй раз приятно удивляет его наивность в отношении российской политики. Очевидно, что ни Ройзман, ни Прохоров не ожидали такой массированной пропагандистской атаки и того, насколько оперативно был изготовлен мастерами черного пиара ушат помоев, которыми Ройзмана окатили с экрана. Бедные правые, они, собравшись было в политику, забыли, что криминал давно уже во власти, и даже самим уралмашевцам там делать нечего. Последние оставшиеся в живых надзиратели из Освенцима и Майданека, гестаповцы и эсэсовцы, трепеща от страха, доживают свой век в укрытиях, а в России в XXI веке выходцы из организации, побившей в XX веке (наряду с полпотовцами) все рекорды по геноциду сограждан, не только не подверглись люстрации, но получив власть, теперь спокойно, нагуляв жирок, поигрывают мускулами.

Мавр сделал дело

24 сентября мы все увидели, как это бывает. Многим не верилось, что будет так вопиюще просто. Это было не просто бесстыдство, а как говаривали в советских судах эпохи развитого социализма по поводу отпетых преступников: это было совершено «с особым цинизмом».

О качестве эфира: «картинка» была превосходна, но некоторым «отпетым» вроде меня (еще в 1965 году я в возрасте 13 лет передавал по кругу таким же негодяям, стенограмму процесса над Синявским и Даниэлем) открылась истина: то людское сборище в Лужниках, что представляли нам как партию, никакой партией на самом деле не является. Я часто снимаюсь на ТВ в разных музыкальных передачах. И каждый раз в студию приводят массовку; откуда она берется, что нужно этим людям, губящим свою жизнь в статистах, никто не знает. И когда мастеровитые телекамеры гуляли по лицам субботней тусовки «ЕдРа», стало понятно: это не партия, а нанятая, купленная или искренне верующая в лапшу на своих ушах и глазах массовка.

Случайно попавшие в объектив лица деревенских девчонок с селигерских молодежных игрищ, Владимир Машков, Игорь Бутман, вместе с Кабаевой и борцом Карелиным олицетворяющие примкнувшую богему (а это ведь Игорек сыграл в 1984 году незабываемое соло на саксофоне в песне Виктора Цоя «Троллейбус, который идет на восток»), — это ведь никакие не члены партии. Нам есть с чем сравнивать эти бесконечные съезды КПСС: там тоже были засыпающие под речи Леонида Ильича, уставшие командированные, космонавты и мхатовцы, но вот такого безнадежного болота не было. Потому что у той партии была своя, пусть уже проигравшая в соцсоревновании с Западом, ИДЕЯ, она есть и сегодня у китайских коммунистов. Именно из-за этой малости (почувствуйте разницу) китайцы думают о будущем своей страны и партии серьезно, воспитывают смену руководства, решительно и успешно проводят реформы. Но ни китайские, ни российские коммунисты никогда не вверяли свою страну выходцам из спецслужб. Это недееспособные правители, мы это «кушаем» уже 10 лет.

Благодаря спецпроекту центрального ТВ мы теперь знаем, что нас ждет в течение ближайших 12 лет — ничего хорошего, если мы не изменимся самым решительным образом. 24 года власти Путина — это меньше, чем хозяйничал Сталин, но это больше, чем руководил страной Брежнев. Результат этих правлений нам хорошо известен: Россия лежит в руинах, население стремительно сокращается. Спасибо центральным телеканалам, они продолжают втюхивать нам «правду» на голубом глазу!