Епископ Каменский: верующими манипулировать уже невозможно

Епископ Каменский и Алапаевский об активизации антицерковной деятельности …

«Я надеюсь, что я реалист. На самом деле, то, что происходит активизация антицерковной деятельности, — это показатель служения Церкви. Ведь совсем недавно Церковь не обсуждалась ни в каких сообществах, она не была никому интересна. Ну, восстанавливает, строит храмы — пусть строит, был один музей на территории района в виде храма — теперь их будет два-три или пять, принципиально это ни для кого не было открытием и никого не пугало. Что касается последних заявлений, я думаю, они вызваны тем, что Церковь начинает для кого-то представлять угрозу — ведь за счет народа, не имеющего никаких устоев, никаких нравственных ориентиров, намного проще зарабатывать. Здесь все, к сожалению, держится на корыстных целях. А когда люди становятся верующими, когда у них есть четкие ориентиры в жизни, когда они перестают быть хаотичным сообществом, а начинают представлять собой нечто единое, с определенной целью своего существования, — конечно, ими уже невозможно манипулировать, с ними уже нужно вести диалог как с равными», — заявил в эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение» епископ Каменский и Алапаевский Серафим, отвечая на вопрос корреспондента, как следует реагировать на участившиеся факты проявления воинствующего безбожия, например, кощунственных выступлений в телеэфире Александра Невзорова.

Как отметил епископ, «Церковь ведет свою деятельность с людьми независимо от того, занимают ли они высокие посты в том или ином государстве или являются людьми, находящимся, что называется, вне социума, — на равных». «Священник должен обращаться равно к каждому, как к брату. Видимо, не все могут построить работу с людьми на равных, как с партнерами, поэтому голос Церкви, проповедь Церкви их начинает пугать, и отсюда эти заявления. Но я думаю, что все равно есть процесс, который мы можем, смело называть вторым Крещением Руси, который уже и не первое десятилетие идет с нарастанием, — сейчас уже стоит вопрос не только внешнего восстановления храмов, а, в первую очередь, чтобы уровень духовной жизни у нас, православных христиан начала XXI века, как можно больше приблизился к Евангельским стандартам. Перед всеми стоит эта задача, — она и стояла всегда, с Нагорной проповеди Спасителя. И мы должны этому следовать», — продолжил владыка.

«В обществе идут эти процессы. Конечно, это не значит, что кто-то не будет кричать, бросать камни в Церковь, скорей, даже наоборот: чем более активной и миссионерской становится Церковь, тем более, громкими могут быть эти голоса, и последние события подтверждают сказанное мной. Но я думаю, что здесь бояться нечего, у каждого человека есть свой выбор; конечно, никто никого не заставляет идти в монастырь, творить монашеское правило и делать поклоны. Это выбор одних людей. Выбор других — служение на приходах в качестве священников или их помощников. Выбор третьих — в той или иной мере пытаться быть православными христианами по духу, а не просто формально. Так что весь этот процесс воцерковления идет, и, не нарушая свободу других, мы все-таки должны помнить, что человек становится действительно свободным только тогда, когда он становится свободным от греха. И поэтому Церковь так активно говорит сейчас, что мы должны делать совместно, не только священнослужители, но и в целом все люди, которые относят себя к православным христианам», — добавил архиерей.

По его словам, «голос Церкви обращен в первую очередь к ее чадам, — это тоже нужно помнить». «Проповедь Церкви ведется, если говорить о России, да и о многих других государствах бывшего Советского Союза, там, где большинство населения православные люди, формально хотя бы, но православные. Значит, здесь мы не нарушаем ничьей свободы. Если человек по факту Крещения как-то связал себя с Православной Церковью, значит, мы имеем полное право обращаться к нему и говорить ему о тех Евангельских истинах, которым жизнь этого человека должна соответствовать», — заключил епископ Каменский и Алапаевский Серафим.