Для чего телеведущая Канделаки ездит в Татарстан?

Известная телеведущая Тина Канделаки находится в восхищении от Татарстана и инноваций, которые происходят в системе образования республики. Министра образования Альберт Гильмутдинова член комиссии по вопросам развития образования ОП РФ Канделаки уже назвала в своем блоге «чиновник-мечта».

«Мне запомнился на форуме неожиданный вопрос Алексея Венедиктова: «У вас в Татарстане Хан Батый, он кто — герой или антигерой?» и остроумный ответ Альберта Гильмутдинова — «Исторический персонаж», — пишет Канделаки в своем ЖЖ и делает вывод: «Народ, рожденный кочевым и в оседлом состоянии, оказался совсем не дурак. Татары умеют из всего извлекать пользу и выгоду для себя»…

Даже учитывая некоторую дремучесть в вопросах истории татарского народа, общий посыл и дальнейшие действия понятны: у руководства республики появился очередной друг в московских медиа-кругах (таким, например, при прежнем президенте Татарстана Минтимере Шаймиеве долгое время считался телеведущий Сергей Брилев — прим. ИА REGNUM).

Следует отметить, что симпатии к Татарстану проявились у Тины Канделаки сравнительно недавно, после того как она в феврале посетила Казань с пресс-туром и встретилась с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. Несмотря на подчеркнутое дружелюбие (Канделаки подарила Минниханову рог для вина), дальнейшее общение с татарстанскими руководителями перешло на уровень министров, точнее, одного министра образования и науки Альберта Гильмутдинова, который вскоре был приглашен Тиной Канделаки на форум «Умная школа» в Москву в качестве специального эксперта.

Как сообщало ИА REGNUM, выступление специального эксперта Гильмутдинова на форуме произвело большое впечатление на его организатора. «Я согласна с Вашим видением, — заявила тогда Тина Канделаки. — Школа должна готовить ребенка к взрослой жизни, чтобы в дальнейшем он мог добиться успеха. Из того, что я видела, приезжая в ваш регион, можно сделать вывод, что вам эту проблему решить удалось?». Вероятно, из скромности, ответа от представителя Татарстана не последовало.

Спустя месяц Тина Канделаки снова прибыла в Татарстан, чтобы участвовать в награждении «Наш лучший учитель» и «Наш новый учитель». Как уточнила она сама в блоге, «еду я в Казань не только за чак-чаком, как вы понимаете». Однако, судя по реакции блогеров, цель визитов в Татарстан, даже исключая чак-чак и учитывая важную миссию награждения педагогов, для многих осталась неясной. Кроме вопросов о стоимости поездок, блогеры из Казани и Уфы начали задавать вопросы по наболевшей теме преподавания русского языка в Татарстане, поскольку Альберт Гильмутдинов известен как страстный поклонник «татарстанской модели», по которой всех школьников вне зависимости от желания и национальности заставляют учить татарский, а преподавание русского языка как родного является невозможным.

«Тина, вы не пробовали общаться не с министром, а со школьниками, родителями и учителями, да еще чтобы эта встреча не была организована специально? — пишет пользователь lazoukov. — Гильмутдинов не рассказал вам, на сколько часов русского языка сейчас приходится часов языка татарского? Последнего больше, если что. И что после этого школьники выходят из школы, не зная ни того, ни другого (качество преподавания татарского языка стало притчей во языцех — учителя порой по-русски-то говорят с трудом). В качестве подсказки укажу, что русский — как бы государственный язык во всем государстве».

«У нас в Татарстане много таких риторических вопросов об образовании, — подтверждает мнение предыдущего автора ekaterinavb. — Почему наши дети не имеют возможности изучать русский язык и литературное чтение в том же объёме, в котором эти предметы изучают школьники Москвы, Питера, Новосибирска, Магадана, Калининграда… в общем, городов не национальных регионов? Почему не 5+4, а 3+2 и лишь из жалости 4+2(3) и при этом уже не имеют возможности изучать углублённо другие предметы? А ведь столько всего интересного и дети все такие разные».

Однако ответов от автора ЖЖ блогеры из Татарстана не дождались. Не получилось пообщаться у них с Тиной Канделаки и вживую, поскольку заявленный круглый стол с ней в Казани был в последний момент отменен, а вместо него (не родителей школьников, а журналистов местных изданий) пригласили на пресс-конференцию в республиканское госагентство «Татмедиа», фактически выполняющее функции министерства печати и пропаганды.

Там Альберт Гильмутдинов максимально использовал предоставившуюся возможность — в присутствии Тины Канделаки еще раз заявить о надуманности проблемы русского языка. «Существовал миф, будто в Татарстане есть школы, в которых больше часов отводится на татарский язык, чем на русский. Мы каждый случай проверили — ни один не подтвердился, — передает слова Гильмутдинова агентство «Татар-информ». — Пусть граждане дадут мне конкретные примеры. В этом случае директор такой школы будет уволен. Потому что он нарушает закон».

«Мне много пишут по этому поводу в ЖЖ, — призналась в ответ Канделаки. — Но люди, которые чем-то недовольны, чаще всего не подписываются (писать под ником — одно из фундаментальных правил ЖЖ — прим. ИА REGNUM), указывая на давление сверху. С другой стороны, я их абсолютно не понимаю — как же они будут бороться с этой ситуацией, не называя своего имени?». В этой связи ИА REGNUM готово предоставить коллеге Канделаки фамилии, телефоны и даже адреса, с помощью которых можно найти недовольных родителей. Более того, в интернете существует сообщество «Русский язык в школах Татарстана», в котором зарегистрировано около 16 тысяч человек. И которое неоднократно собирало подписи, отправляя письма и президенту Минниханову, и министру Фурсенко, и конечно, «чиновнику-мечте» — министру Гильмутдинову.

Но как поется в одной известной русской песне, «ничто в полюшке не колышется». Впереди выборы, ради успеха которых ни один федеральный руководитель не станет портить отношения с таким перспективным электоральным ресурсом, каким является Татария. В этом смысле влияние Тины Канделаки на языковые проблемы в Татарстане, где она уже «чувствует себя как дома», не стоит переоценивать.