Личное мнение: с «Поля чудес» не возвращаются…

Сколько стоит успех? Многие готовы платить за него любую цену. Ради «минуты славы» люди добровольно уходят из жизни в мир самообмана, становятся приложением к лотерейному билету, тенью телевизионной картинки. Феномен «успеха любой ценой» анализирует один из признанных философов современности.

Современная потребительская культура толкает многих в сторону самоубийства. Она обладает свойствами идолопоклонства и жестокости. Эта культура не является ни «возделыванием почвы», ни «духовными ценностями», как пишут в словарях и энциклопедиях. Современное общество создало культ использования и потребления вещей-товаров и людей-товаров. Потребительская культура насаждает идолопоклонство – пародию на религию.

Различие веры и культа известно давно. Я понимаю веру как мощное средство защиты достоинства человека. Бог аутентичной религии инициирует веру. Идолы псевдорелигии стимулируют увлечения. Вера требует сильных и постоянных чувств. Они переплетены с волей сохранить веру вопреки сомнению и неопределённости. Увлечение – инфантильное и преходящее чувство. Оно выражает неумение человека сосредоточиться, его непостоянство и потенциальное предательство. Институты масс-культуры стимулируют и репродуцируют увлечения. Так генерируется механизм карусели успеха. Метафора выдумана не мною. Хорошо помню, как после смерти Сталина отменили обязательную покупку облигаций. Взамен ввели лотерейные билеты. И нас – пионеров – заставляли их покупать. Затем вспыхнул культ «Спортлото». Его розыгрыши регулярно показывались по телевизору. Случай в одну секунду превращал серого, анонимного игрока в объект зависти миллионов. Вся его заслуга сводилась к приобретению купона, на котором он поставил несколько крестиков. И выиграл автомобиль! Сюжет был обыгран в фильме «Зигзаг удачи». Вроде бы комедия, но смеяться нечему. Раньше грабили население прямо, теперь эксплуатируют его материальную похоть.

Лотерея – прототип любого успеха, успеха как такового. Сегодня та же схема используется в телепрограммах типа «Поле чудес», «Капитал-шоу», ток-шоу… Телевидение постоянно крутит карусель.

Обычная карусель, которой мы увлекались в детстве, – это особый механизм усиления эмоций. Коловращение вызывает ложное ощущение: мир сдвинулся с места и кружится в быстром темпе. От этого кружится голова. Нередко после карусели человека тошнит. Таким образом выдернутый из естественного состояния организм мстит за нарушение законов природы… Но не все слабаки. У многих есть мощный вестибулярный аппарат. Большинство не хочет думать о машине лжи и обмана. Внутри видимой карусели скрыта невидимая. Посетители луна-парков сами не прочь побалдеть. Добровольно бросают свою судьбу в чёртово колесо.

Карусель кружится бесконечно. То в горизонтальной, то в вертикальной плоскости. Машина жребия смешивает и встряхивает шары. К каждому приклеена невидимая надежда изменить судьбу. Суть в том, что современные люди добровольно выпускают судьбы из собственных рук и доверяют их машине для жребия.

Адепты потребительской культуры считают, что успех – безусловное благо. Его следует желать и платить любую цену, включая отказ от своего Я. Ради успеха допускается предательство: можно менять цвета спортивного клуба, родину, цвет кожи, жену, друзей, подделывать биографию. Изменить родовую фамилию на легко запоминаемый псевдоним. Идолы массовых развлечений осуществляют всякие пассы, трюки, процедуры в погоне за максимальным успехом. В жертву карьере они приносят всё полученное в дар от природы: форму глаз, цвет волос и кожи – вообще тело. А также всё, что получили от своего семейного и социального наследства. Поэтому идолов масс-культуры можно назвать псевдолюдьми.

Они хотят, чтобы их покупали на любых рынках. За собственную продажность платят отсутствием идентичности. Теряют чувство постоянства и внутреннего стержня – духовного компаса, который получают через культурное наследство. Расплачиваются внутренней пустотой, которую надо заглушить. Так возникает небытие, которое ни в чём не имеет опоры, поскольку распроданы все ценности, необходимые для ощущения смысла существования. Победитель должен чем-то прикрыть сознание собственных предательств и уступок в битве за успех. Муки совести надо заглушить. Алкоголь, наркотики, секс – типичные средства. Они позволяют на краткое время прервать ленту памяти, нейтрализовать её болезненные фрагменты. Иллюзорность этих минутных средств проявляется в том, что они разрушают здоровье. Подрывают физические и психические силы, уничтожают сопротивляемость стрессам и фрустрациям, усиливая духовные страдания. Во многих случаях становятся невыносимыми. Лучшим выходом видится самоубийство.

Успех – это людоед. Он глотает не только тех, кому не уделил своей «благодати» и кто считает свою жизнь прожитой впустую. Он пожирает главным образом собственных избранников.

Всем известен гастрономический принцип: путь к сердцу лежит через желудок (женщины говорят, что это относится только к мужчинам). Потребительская культура переиначила эту мудрость: путь в желудок идёт через глаз. На сетчатке отпечатан образ того, что потенциально можно сожрать и переварить. Образ должен возбудить аппетит. Аппетит – склонить к борьбе за «средства потребления». Поэтому пространство визуальности стало всеобщей территорией захвата.

Время от времени любители острых ощущений меняются. Никто не оглядывается на тех, чьё время ушло. Толпа напирает и жаждет развлечений. Трусы комментируют взлёты и падения смельчаков. Взлёты вызывают крики одобрения и энтузиазма, падения – пренебрежительный смех. Но судьба всегда скрыта за разными именами. В культуре существуют концепты рока, фатума, провидения, фортуны, исторической необходимости, удачи и пр. За образом карусели скрывается возрожденческое представление о колесе фортуны. Но современная культура является массовой. Жертвы колеса фортуны уже не привлекают внимание драматургов ранга Шекспира. Жертвам даже не сочувствуют, поскольку они сразу исчезают в забвении. Уничтожение «проигравших» происходит посредством их сталкивания в «могилу забытья» Джорджа Оруэлла. Большинство не желает ни сосредотачиваться на чём бы то ни было, ни привязываться к чему бы то ни было. Так дитя гонится за впечатлениями. В этом проявляется его аутентичный интерес к миру. Та же черта у взрослых выражает их поверхностность, пошлость и банальность. Инфантильность растёт по мере одурения массового общества.

Большинство людей не могут и не хотят сосредотачиваться. Не могут быть стойкими в сфере человеческих связей. Я думаю, за этим скрывается социальный факт: члены массового общества анонимно согласны быть безымянными атомами. Демокрит считал, что атомы вступают во временные случайные связи с помощью «дыр» и «крючков». За этим образом можно увидеть не только общество в целом, но и современные тусовки – от политических до интеллектуальных. Их участников связывает и разлучает случай. Большинство нынешних людей – это случай в квадрате. Пристрастие ко всяким конкурсам и лотереям подтверждает, что люди давно потеряли веру в реальное влияние на форму своей жизни. Слова «предназначение» и «призвание» заброшены в чулан. Вместо них господствуют шаблоны «удачи» и «успеха». Каждый день их произносит телеведущий. Эти стереотипы заняли главное место в идеологии массового потребительского общества. Большинство хочет попасть хотя бы в шорт-лист. В итоге произошло уравнение двух разных смыслов термина «судьба»: как предназначения, с которым человек борется на протяжении всей жизни, стремясь его распознать и оседлать, и как билета в лотерею, где выигрыш-проигрыш предрешает случай.

Современная масс-культура обесценила самостоятельное и независимое решение индивида о выборе цели и путей жизни. В образе Платона вожжи служат для управления телегой души. Нынешние люди бросили вожжи. Бездумно и наивно доверили их анонимному водителю. Не интересуются, куда он везет и каковы у него намерения. Зато все платят за билет – право включать телевизор и переключать каналы.