Образование в Беларуси: успешное будущее государства

Система образования, основанная на проверенных временем традициях и в то же время открытая для новых идей, во многом определяет успешное будущее государства. Об этом заявил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 4 октября на встрече с финалистами республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Беларуси».

В этом году исполняется 20 лет со дня проведения в Беларуси первого конкурса «Учитель года». По словам Президента, за свою двадцатилетнюю историю он превратился в настоящую академию педагогического опыта и мастерства.

«Это красноречиво свидетельствует о высоком общественном признании роли учителя и огромном уважении, которым окружен ваш труд, — считает Глава государства. — Образование является тем фундаментом, на котором строятся интеллектуальный потенциал и духовное здоровье нашей нации. Именно поэтому мы стремимся, чтобы наши учащиеся получали высокий уровень подготовки, соответствующий самым строгим мировым стандартам».

Александр Лукашенко напомнил, что о том, какой должна быть отечественная школа ХХI века немало говорилось на августовском совещании педагогического актива. «Воспитание и обучение должны идти рука об руку, чтобы раскрывать способности и развивать личность каждого ребенка. Пробуждать в учениках искренний интерес к знаниям, прививать культуру и готовность к успешной взрослой жизни», — сказал Глава государства. По мнению Президента, сделать это под силу только истинному Педагогу с большой буквы. Такие педагоги-новаторы должны быть главными героями публикаций и телепередач на темы образования. Их достижения и опыт необходимо пропагандировать и осваивать по всей стране, убежден Александр Лукашенко.

Президент также считает необходимым усовершенствовать практику аттестации педагогов.

«Мы должны дать возможность передовым учителям досрочно получать более высокую категорию за реальные достижения, а не просто за выслугу лет», — сказал Глава государства. По его мнению, необходимо также продумать систему мер, которые бы способствовали приходу в школы талантливой молодежи.

По мнению Александра Лукашенко, учителей-практиков, истинных профессионалов своего дела, следует больше привлекать к преподаванию в педагогических вузах и институтах развития образования. «Нужно разрешить им работать по собственным программам и оригинальным методикам. И обязательно включать в число авторов учебников», — отметил Президент.

Глава государства обратил внимание на то, что в нынешнем году среди участников заключительного этапа конкурса немало представителей районных и сельских учреждений образования. Президент считает, что это свидетельство плодотворных усилий по созданию равных условий для получения образования как в столице, так и в регионах.

Обращаясь к финалистам республиканского конкурса, Александр Лукашенко подчеркнул: «Вы являетесь одной из наших главных социальных опор, надежными помощниками в государственных делах. Мы очень ценим ваш опыт, профессионализм и высокое чувство ответственности за судьбу страны. Хочется, чтобы вы сохранили гражданские, патриотические традиции белорусского учительства, воспитывали своим примером молодых педагогов». «А еще я хочу, чтобы вы и ваши коллеги получали удовлетворение от работы и от успехов детей. И, конечно же, смогли реализовать себя не только в профессии, но и дома, в семье», — добавил Президент.

Александр Лукашенко вручил победителю конкурса — учителю английского языка Дятловской гимназии № 1 Инессе Зубрилиной главный приз конкурса «Хрустального журавля» и ключи от автомобиля.

От лица всех конкурсантов Инесса Зубрилина поблагодарила Президента за те усилия и внимание со стороны государства, которые уделяются повышению престижа и социального статуса педагога.

Александр Лукашенко в неформальной обстановке пообщался с финалистами конкурса, обсудил, что нужно сделать, чтобы таких увлеченных профессией людей, настоящих энтузиастов стало в стране как можно больше.

Глава государства интересовался мнением педагогов по самым различным аспектам их жизни и деятельности.

Президент одобрил идею создания в образовательной сфере института учителей-методистов, которую озвучил победитель конкурса 2009 года Юрий Андрейчик. «Давайте принимать решение, чтобы к новому учебному году мы подготовили и соответствующую нормативную базу. Но это должны быть лучшие учителя, и загрузить этих людей надо по полной», — сказал Александр Лукашенко.

Глава государства заявил, что он выступает за предоставление учителю большей свободы в его профессиональной деятельности, сокращение бумаготворчества. «Я настаиваю на том, чтобы у учителей было больше свободы, чтобы его не заставляли бездумно сидеть и писать планы», — сказал Президент.

Ирина Костянко, учитель химии из г. Чашники считает, что конкурс является стимулом для развития и участие в нем дает каждому учителю мощный профессиональный толчок.

Глава государства интересовался у педагогов, что нужно сделать, чтобы поднять престиж профессии. Помимо вещей сугубо материальных (зарплата, обеспечение жильем), очень важным педагоги назвали отбор будущих студентов педагогических вузов. Как вариант решения проблемы — давать рекомендации выпускникам школ для поступления в эти учебные заведения школьными педсоветами.

Конечно же увлечь ученика этой замечательной профессии может только талантливый, отдающий все сердце работе с детьми учитель.

Заместитель Премьер-министра Анатолий Тозик, курирующий сферу образования, сообщил, что на следующей неделе на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка состоится серьезный разговор по актуальным проблемам системы образования. Там и будут поставлены вопросы отбора кадров, оптимизации количества работников отрасли. В этой связи Президент обратил внимание на то, что в число 108 тысяч педагогических работников сегодня входит немало людей, которые не заняты непосредственно учительским трудом, находятся в стороне от учебного процесса. Поэтому нужно внимательно посмотреть, кто действительно работает в отрасли, а кто только числится в учителях.

Учитель физики и астрономии из Гродно Игорь Маслов обратил внимание на необходимость поощрения исследовательского уклона в обучении школьников, развития в них научного мышления. Это же касается и учителей. «Настоящий учитель — это прежде всего исследователь», — сказал он.

Первый заместитель Главы Администрации Президента Александр Радьков подробно рассказал о некоторых из участников конкурса. Все они — исключительно одаренные люди с разносторонними интересами.

Елена Гарбар, учитель биологии из Октябрьской районной гимназии предложила активнее пропагандировать те условия, которые создает государство для молодых специалистов-педагогов на селе. Это будет способствовать подъему престижа сельского учителя.

Говорили и о внедрении новых технологий в образовательный процесс. Президент в этой связи призвал учителей: «Только не оторвите, пожалуйста, ученика окончательно от книги. Книга, если хотите, — икона, и к ней надо относиться соответствующим образом», — сказал Президент.

В завершение встречи Александр Лукашенко подвел итог: «Я ухожу отсюда воодушевленным. Я вижу, что у нас есть в этой сфере перспектива».

Заключительный этап девятого республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года» проходил в Минске с 19 по 30 сентября.

Конкурс проводился в четыре этапа. На первом этапе (учреждение образования) принимали участие около 10 тыс. педагогов, на втором (районный уровень) — около 4 тыс., на третьем (областной уровень) — около 150 педагогов. В заключительном этапе участвовал 21 педагог. Средний возраст конкурсантов составил 36,5 лет, средний педагогический стаж — 15 лет.