О выдвижении Евтушенко и Пелевина на Нобелевскую премию

Владимир Крупин о выдвижении Е.Евтушенко и В.Пелевина на Нобелевскую премию по литературе …

Нобелевские премии по литературе присуждаются исключительно за художественные достоинства, заявил постоянный секретарь Шведской академии Петер Энглунд. Он категорически отверг предположение о том, что при отборе нынешнего лауреата могут сыграть роль крупные события текущего года типа «арабской весны» или стихийных бедствий в Японии, сообщает ИТАР-ТАСС. «Мы стремимся полностью исключить все факторы, не касающиеся самого произведения, включая международную обстановку, деятельность автора за пределами литературы, степень его популярности, — сказал он. — Решение принимается только на основе достоинств произведения».

В этом году, как информирует РИА Новости, в список наиболее вероятных кандидатов на Нобелевскую премию по литературе за 2011 год, составленный букмекерами из британской компании Ladbrokes, вошли российские писатели Виктор Пелевин и Евгений Евтушенко. Впрочем, они заметно отстают от иностранных авторов. Возглавляет список фаворитов 77-летний поэт Адонис из Сирии, вторым номером идет поэт из Швеции Томас Транстремер, третьим значится японский прозаик Харуки Мураками. Пелевин, впервые вошедший в список кандидатов на самую престижную в мире премию, делит места с 50-го по 58-е из 77, а Евтушенко, уже неоднократно оказывавшийся среди претендентов на Нобелевскую премию, занимает места с 60-го по 71-е.

Высказать свое мнение о декларируемой аполитичности Нобелевского комитета и претендентах на Нобелевскую премию в области литературы от России мы попросили известного русского писателя Владимира Крупина.

Владимир КрупинХотя они и утверждают, что чужды политических мотивов, но выдвинули самого политизированного поэта Евтушенко, который, как говорится, «колебался вместе с линией партии». Он был и за Хрущева, и за Брежнева, и за Горбачева, и за Ельцина, а теперь, естественно, за Медведева и Путина. Я нисколько его за это не осуждаю, потому что каждый выбирает свою стезю, но вместе с тем, представить себе, что поэзия Евтушенко стоит по своему уровню рядом с поэзией Рубцова, невозможно. К тому же мне кажется, что озабоченность Евтушенко популярностью превышает его дарование.

Пелевин в своём творчестве просто развратен. Выдвижение его на Нобелевскую премию вызывает только непонимание и удивление, это уже ни в какие ворота не лезет. Если они декларируют, что во внимание берутся только художественные достоинства произведений, то у Пелевина я их просто не вижу. Я, честно говоря, пробовал читать его книги, но не смог.

На мой взгляд, выдвинутые кандидаты только опозорят русскую литературу, если кто-то из них в самом деле получит Нобелевскую премию. Впрочем, Нобелевская премия давным-давно себя скомпрометировала. Советую прочитать статью Вадима Кожинова о Нобелевской премии, в которой он доказывает, что все самые значительные писатели ХХ века прошли мимо этой награды. А те, кому её присуждали, давным-давно позабыты. Поэтому сама по себе Нобелевская премия давно уже ничего не значит в литературном процессе.

Но я совершенно спокоен за подлинную русскую литературу. Она жива и значительна, она ведущая в мире, потому что выращена Православием.