Имидж Михаила Саакашвили: сделано в США

Официальный Тбилиси заключает контракты с влиятельными американскими пиар конторами. Одной из этих компаний является Podesta Group, которая преуспела в создании положительного имиджа в международных отношениях и в поддержку экономики Грузии.

Именно благодаря стараниям этой компании, Михаил Саакашвили совершил свой первый визит в 2010 году в Соединенные Штаты с тех пор, как президентом стал Барак Обама. Тогда глава Грузии встретился с госсекретарем Хиллари Клинтон и другими официальными лицами. А в начале текущего года Саакашвили удалось провести переговоры с нынешним президентом США.

Каждый раз Грузия продлевает шестимесячный контракт стоимостью 300 тысяч долларов с вышеупомянутой лоббистской компанией. Согласно документам, представленным компанией в Минюст США, Podesta Group будет «лоббировать интересы Грузии и помогать ей в организации контактов с государственными и негосударственными организациями и прессой». Кроме того, она обязалась организовывать встречи грузинских политиков с членами конгресса США и их помощниками, представителями исполнительной власти.

В недавнем прошлом Михаил Саакашвили, получивший образование на Западе и владеющий английским языком, был любимцем американской администрации Джорджа Буша и частым гостем на западных телеканалах. Он воспринимался как олицетворение демократии на постсоветском пространстве. Однако его положение осложнилось, когда Евросоюз обнародовал доклад по кавказскому конфликту августа 2008 года, где утверждалось, что войну в Южной Осетии начала Грузия.

Некогда теплые взаимоотношения между Вашингтоном и Тбилиси охладели после того, как Джордж Буш покинул Белый дом. Саакашвили даже не был приглашен на церемонию инаугурации Барака Обамы в 2009 году.

Контракт с Podesta Group — это не единственный договор, подписанный главой грузинского совбеза от имени официального Тбилиси. В частности, также существует и продолжает действовать аналогичный контракт с другой и не менее влиятельной лоббистской компанией в Вашингтоне — Gephardt Government Affairs.

На своем официальном сайте компания сообщает, что она «подписала годовой контракт стоимостью более 430 тысяч долларов по оказанию представительских услуг» Грузии и что «руководителем группы будет бывший лидер демократов в палате представителей сената США». На сайте также сообщается, что «связи Gephardt с демократами и администрацией Обамы могут быть полезны для грузинского правительства, которое хотело бы получить поддержку США для вступления в НАТО и для противодействия России».

Название еще одной лоббистской фирмы стало известно СМИ в связи с конфликтом в Грузии, это – Orion Strategies LLC. Совладельцем этой вашингтонской компании является Рэндольф Шенеманн, советник по внешней политике кандидата в президенты США от Республиканской партии Джона Маккейна. Фирма Шенеманна имела контракт с правительством Грузии, за которую после конфликта заступился Маккейн. Кстати, не секрет, что Orion Strategies LLC Шенеманна в свое время успешно работало и на правительство Латвии. МИД этой прибалтийской страны признал, что Латвия оплачивала услуги компаний, занимающихся лоббированием в интересах «содействия интеграции Латвии в НАТО и поиска правильных путей работы в политической среде США». Контракт с американцами обошелся латвийской казне в 250 тысяч долларов из бюджета национального министерства обороны.

К созданию благоприятного международного имиджа Латвии причастны и частные национальные фирмы и компании. В субсидировании отстаивания интересов государства и своего бизнеса за океаном они с большим отрывом обошли правительство. С 2005 года и по настоящее время их расходы составили почти полтора миллиона долларов.

Контракт с Orion Strategies LLC стоимостью 250 тысяч долларов выполнялся по заказу Латвии в 2001-2003 годах, работа американской компании заключалась в создании благоприятного отношения стран-членов НАТО к принятию Латвии в Альянс. Чуть позже 40 тысяч долларов было израсходовано в борьбе за право проведения саммита НАТО в Риге.

Работа профессиональных лоббистов, как известно, приносит значительно больше пользы, нежели рутинная дипломатическая деятельность или даже визиты должностных лиц. Лоббисты знают, как в Америке принимаются законы, кто играет в процессе важную роль, как выйти на этих людей, как донести до них информацию. Их деятельность куда более точна, актуальна и в итоге более эффективна, чем работа дипломата. Так что оплата лобби — это оправданные вложения, хотя и с долей определенного риска.

Похоже, что официальный Тбилиси до сих пор так и не оправился от молчаливого отказа Европы в полноправном членстве Грузии в Старом Свете. Европа должна переварить тот позор, в который ее вовлек М.Саакашвили в августе 2008 года. Тогда она поверила в то, что эта «маленькая, но гордая страна» стала объектом агрессии.

Но та же Европа первой признала правду той войны, и теперь с опасением наблюдает за развитием ситуации в Грузии, политическими кульбитами ее политиков, их активности в демонстрации приверженности к ценностям западной цивилизации. Старый Свет консервативен, при этом уже сыт по горло ошибочным приемом в свое лоно вновь образованных государств с неурегулированными конфликтами.

Грузия относится к их числу. И сколько бы средств не выделяло правительство этой страны на исправление своей репутации на международной арене, главным будет оставаться одно – необходимость смены политического курса, умение руководства признать свои ошибки и строить жизнь на основе доверия и уважения других суверенных сторон. Малых и больших, сильных и слабых, богатых и бедных, гордых и не очень…