Кто несет ответственность за безопасные детские сады?

На прошлой неделе случилась трагедия: трёхлетняя девочка погибла на игровой площадке обычного московского дошкольного учреждения. Рядом были воспитатели, другие ребятишки, которые тоже катались на злополучной горке. Что это было — несчастный случай или следствие легкомысленного отношения к безопасности детей в дет­садах?

Проверки для галочки

Управление следственного комитета по Москве уже возбудило уголовное дело и проводит судебно-медицинские экспертизы (проверяя версию случайного удушения шарфом), сотрудников учреждения допрашивают, элементы горки исследуют чуть ли не под микроскопом. Но ребёнка уже не вернуть. Единственное, что можно и нужно сейчас делать, — это предупредить повторение подобных «случайностей».

«Речь идёт не о том, чтобы за один день проинспектировать подобные комплексы по всей Москве (хотя это тоже стоит сделать), — надо постоянно контролировать, выполняются ли меры безопасности в садах, — объяснил «АиФ» Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль». — В законодательстве ведь всё досконально прописано по поводу организации игровых зон в дошкольных учреждениях. Но проблема в том, что их проверяют раз в 3 года, внеплановые же рейды Роспотребнадзора предусмотрены только по жалобам родителей.

Кроме того, часто все потенциально опасные места осматриваются для галочки. А у пап и мам, которые кровно заинтересованы, чтобы их дети были живы-здоровы, нет возможности контролировать состояние детсадов. Нам нужен закон об общественном контроле: о родительских комитетах и их полномочиях. Это лицемерие — советовать родителям самим договариваться с заведующими о сотрудничест­ве. Вот во всех московских школах ввели в обязательном порядке управляющие советы, такие же нужны и в дошкольных учреждениях.

Кстати, прописанные в строительных нормах требования к игровым площадкам я бы пересмотрел: качелям и закрытым горкам не место на территории сада. Качели — это бомба замедленного действия, учитывая большое количество детей в группах и скромные по размерам прогулочные зоны детсадов».

Может, ничего и не случится…

С тем, что безопасность малышей должна быть краеугольным камнем работы любого дет­ского учреждения, согласна и Галина Шнайдер, лидер движения «Московские родители»: «Двухъярусные кровати, скользкие лестницы, опасные горки — таких «казусов» в дет­саду быть не должно. Вот в Госдуме и разных ведомствах ступени покрыты ковровыми дорожками, чтобы чиновники и депутаты не падали. А дети что — не доросли до такой заботы? И ещё, пока на одного воспитателя приходится по 20 ребят, несчастных случаев не избежать. Ежесекундно следить за такой оравой нереально. Кстати, некоторые воспитатели к этому и не стремятся. Мы регулярно получаем жалобы на то, что воспитатели предпочитают на прогулках болтать друг с другом, а не следить за подопечными».

«Важно всё — и наличие соответствующих законов, и проверки не для галочки, и внимание родителей к детсадовской жизни, — уверен Павел Астахов, уполномоченный по правам ребёнка при Президенте РФ. — Ответственность не может быть обезличенной. Когда инспектор закрывает глаза на маленькое нарушение закона, заведующие с воспитателями надеются на авось, а родители лишь приводят и забирают малыша из садика, тогда и возникает ситуация: вроде бы никто не виноват, а трагедия случилась».