Беспомощное судно — лакомый кусок для пиратов

Терпящий бедствие в Индийском океане круизный лайнер «Коста Аллегра» может подвергнуться нападению пиратов, об этом предупреждают власти Сейшельских островов. Напомним, что сейчас «Коста Аллегра» дрейфует в 200 милях от центрального острова Мае. На борту 627 пассажиров и 413 членов экипажа. Предполагается, что в ближайшее время их высадят с аварийного лайнера. Но некоторые эксперты предполагают, что другая угроза нависла над этим судном. На связи со студией «Вестей ФМ» главный научный сотрудник Института государства и права РАН, эксперт Центра морского права Василий Гуцуляк.

«Вести ФМ»: Действительно ли тот район опасен в плане пиратов?

Гуцуляк: Складывается такая ситуация, что фактически уже мало районов безопасных для плавания, я имею в виду пиратские угрозы. Единственный район — это все-таки Средиземное море, где сегодня такая угроза практически не существует. А если говорить вообще об Индийском океане, то да, на сегодняшний день это вполне реальная угроза, тем более что я бы хотел, чтобы мы абстрагировались от стереотипа, это не те пираты, о которых мы в детстве читали книжки. Говоря современным языком, это преступные сообщества, которые специализируются на морском разбое. Прекрасно осведомленное, в том числе имеющее информацию о всех судах, которые находятся в таком положении, в котором сейчас находится «Коста Аллегра». Кстати, надо сказать, что-то не везет с «Костами», какая-то мистика. Недавно был информационный повод в связи с «Коста Конкордией», теперь, видите, с «Коста Аллегра».

«Вести ФМ»: А тут они совсем распоясались, пираты-то, надо что-то делать, Василий Николаевич?

Гуцуляк: Пытаются что-то делать. Но дело в том, что действительно то, что происходит в последние годы, то, что сегодня называют «сомалийский синдром». Поэтому то, что происходит сегодня в Сомали, фактически раньше существовало везде, но, может быть, не в таких масштабах, и об этом много не говорили. Но пиратство — это та реальность, с которой приходится мириться сегодняшнему современному торговому судоходству. Даже цифра озвучена — порядка 17 миллиардов долларов в год, это прямые потери судовладельцев от пиратов. Что же касается этого судна, поскольку оно дрейфует, двигатели у него обесточены, поэтому в этом смысле оно действительно беспомощно. Пассажирские суда достаточно быстроходные, тем более что у них борт высокий, в отличие от танкеров, они без труда уходят от пиратов. А тут фактически достаточно лакомый кусок для пиратов.