Высшее образование особого назначения

Человек шел по улице с двумя внуками. Шедший навстречу знакомый спросил, сколько лет мальчикам.
— Врачу — пять, а юристу — семь, — ответил человек.

Поче
у наши знания о природе и о себе такие куцые? Приходит мысль, что так формировалось умышленно. Ведь чем меньше знаем, тем меньше сравниваем и тем больше нас устраивает происходящее. Но тогда почему человек гоняется за знаниями? Потому что «тесно» мыслям в коробочке, «просятся на волю», чтобы выяснить, наконец, почему наши знания о природе такие куцые! И это не шутка.

Мы идем учиться, потому что желание получить требует своего наполнения. И общество поддерживает в нас эту потребность. Примеры людей, добившихся успеха, впечатляют. И все они имеют высшее образование. А исключения лишь подтверждают правило. Диплом открывает двери кубышки, наполненной такими удовольствиями, которых нет у тех, кто заветной корочки не имеет.

Мы учимся тому, что имеет применение в жизни, учимся приспособляемости, предприимчивости, учимся, как управлять миром, который мы создали. Учимся для знания, как использовать природу для своих целей или как использовать других людей для этого же.

Мы стремимся получить высшее образование, чтобы реализовать свое «я», показать другим, что есть в нас, и чего нет в других. Хотим показать всем нашу талантливость, уникальность и жаждем получать знаки уважения к себе.

Подобно продавцам недвижимости, университеты предлагают нам «инвестировать в будущее», не имея никакого представления, каким это будущее будет. Но предполагают, что таким же, как и сегодня, только более развитым. Мы с ними согласны и настойчиво подвигаем детей к получению высшего образования. Потому что ориентируемся на опыт относительно недавнего прошлого, когда без диплома дверь к чему-то приличному и престижному не открывалась.

Я выскажу крамольную мысль. Высшее образование можно назвать мыльным пузырем, по аналогии с тем, что раздулся, например, в экономике. Поскольку значение высшего образования переоценено, и при этом все в него верят.

Непонимание, неспособность увидеть правильную картину существующего порядка вещей, приводит к тому, что высшее образование сосредоточено на достижении личного благополучия и умения ориентироваться в существующем мире. Отсюда бесконечные педагогические опыты: будто из ничего может возникнуть нечто.

Однако сейчас ситуация в мире резко меняется и непонятно, куда. Неопределенность в направлении развития делает такой же и всю сумму знаний, которые еще недавно, казалось, были необходимы всем.

Образование должно быть ориентировано на выяснение причин неопределенности нашего бытия, ибо с ней невозможно спокойно и счастливо жить. Образование должно развить личность, способную к пониманию изменений в окружающей нас действительности.

Традиционное высшее образование перестает быть важным, оно перестало быть идолом. Сегодня мы стоим на пороге другого, более высокого, более продвинутого уровня своего развития. В нем не «предусматривается» эгоистическое отношение к жизни. Мы можем видеть это по некоторым признакам. Куда не ткни пальцем, все сгнило или начинает гнить. Один кризис сменяет другой, личный — сливается с общественным, экономический — с политическим, культурный — с моральным. Все исчерпано.

Поэтому и начался закат эпохи необходимости высшего образования. В грядущем будущем нам уже нужен будет новый тип образования — знание законов нового мира, чтобы вернее искать и усваивать природу нового мира и использовать всего себя на благо окружения.

Дефляция образования — это медленно осознаваемый факт. Все меньше в мире спрос на юристов или экономистов. Даже спрос на специалистов электронных технологий сжимается. И это тенденция, ведь новый мир будет другим. В нем нужно будет работать, чтобы производить предметы, товары первой необходимости. А излишеств просто не будет. Поэтому постепенно все специальности, работы по которым не производят предметы первой необходимости, будут уходить в тень. Рождается новая система ценностей, противоположных эгоистическим.

А вот уже и первые ласточки. Список наиболее необходимых обществу профессий возглавляют представители рабочих специальностей: строители, водители, слесари и прочие. Обладатели престижных дипломов теряют ощущение своего выиграша в жизни и чувство превосходства над сверстиками. Они не желают проигрывать, идут на забастовки. Идут студенты и люди с дипломами, врачи и учителя, и все они высказывают неудовлетворенность низким уровнем своей жизни…

Не мы выбираем дороги жизни, а они выбирают нас. И те, кто это не понял, не почувствовал, просто выпадают из нее, или перестраиваются к реалиям нового мира. Спрос на рынке труда будет скоро определять наши предпочтения. И как далеко в этом ряду будет стоять высшее образование?

Правильное высшее образование даст человеку возможность стать человеком, то есть стремиться к познанию корня своей жизни. Именно это высшее знание позволит человеку выйти за пределы своего бесперспективного эгоистического существования.

Но пока нам кажется, что все идет по-прежнему. Там, где раньше требовался диплом о среднем образовании, теперь спрашивают о высшем. А там, где раньше нужно было высшее — требуют кандидата наук. Да, но спрашивают все реже и реже…