Экс-менеджер ЮКОСа готов судиться с колонией

Отсидевший более 7 лет в заключении и недавно вышедший на свободу бывший менеджер ЮКОСа Владимир Переверзин сегодня подал заявление в Следственный комитет России. Он требует возбудить дело против администрации владимирской колонии № 5. Заявитель утверждает, что работники учреждения препятствовали его досрочному освобождению и довели до попытки самоубийства.

Бывший заместитель директора дирекции внешнего долга ЮКОСа Владимир Переверзин и гендиректор фирмы «Ратибор» Владимир Малаховский в 2007 году были приговорены Басманным судом Москвы к 11 и 12 годам лишения свободы. Оба были признаны виновными в хищении 13 млрд долларов и отмывании 8,5 млрд долларов, полученных от реализации продукции дочерних компаний ЮКОСа: «Юганскнефтегаз», «Самаранефтегаз» и «Томскнефть ВНК». Приговор гласил, что подсудимые совершили преступление в составе организованной преступной группы, в которую входили «владельцы и руководители» нефтяной компании.

Осужденные отрицали причастность к преступлениям. Они утверждали, что их дело было необходимо для того, чтобы использовать приговор суда как доказательство обвинения по второму уголовному делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева. В 2010 году он получили по 13 лет лишения свободы за хищение 200 тонн нефти.

В связи с тем, что за время нахождения Переверзина и Малаховского под стражей в УК несколько раз вносились изменения, срок их наказания был снижен. 15 февраля этого года Владимир Переверзин, отсидевший 7 лет и 2 месяца, вышел на свободу. Владимир Малаховский пока продолжает отбывать срок.

Сегодня Владимир Переверзин устроил встречу с прессой и сделал несколько заявлений. Он заявил, в частности, что с первого же дня после задержания в декабре 2004 года на него оказывалось «колоссальное давление». Представители следствия требовали обличительных показаний на Михаила Ходорковского, которого, как утверждает Переверзин, он ни разу не видел лично. В обмен ему обещали условный срок, а если не согласиться — 12 реальных лет колонии. «Честно говоря, первые месяцы своего пребывания в тюрьме я не понимал, что же от меня хотят. Я воспринимал это как бред. Ну, за что мне могут дать 12 лет? — недоумевал бывший сотрудник ЮКОСа. — Потом эти слова материализовались. Правда, мне дали не 12, а 11 лет».

Переверзин считает следствие и судебный процесс над ним и Владимиром Малаховским «правовым беспределом»: «Нас нагло и цинично осудили», — заявил он.

По словам Переверзина, первую часть срока — около трех лет — он отсидел в колонии строго режима № 6 города Мелихово Владимирской области. «Там, по крайней мере, все было честно. Все знали, что я сижу по делу ЮКОСа, что Ходорковский — враг государства, поэтому послаблений и поблажек не было», — рассказал экс-осужденный. Он сообщил, что в этой связи ему не предлагали легкую работу в библиотеке, а только тяжелую — на швейном производстве, упаковку шапок, погрузку цемента и т. п.

Но после того, как были приняты первые поправки в УК, ему снизили срок с 11 до 8,5 года лишения свободы и летом 2010 года перевели в колонию общего режима Владимира. «Я ехал туда с отличной характеристикой. У меня было огромное количество поощрений. Я был настроен на условно-досрочное освобождение», — рассказал Переверзин. Однако сотрудники администрации и руководство колонии стали всячески препятствовать этому. Они принялись уговаривать, чтобы он забрал из Октябрьского районного суда Владимира свое ходатайство об УДО: «Они угрожали, увещевали, провоцировали других осужденные». На Переверзина наложили два взыскания. По словам экс-подсудимого, это произошло и до, и после того, как он выступил свидетелем на втором процессе Михаила Ходорковского в Хамовническом суде. «Я понимал, что со мной расправятся, — сказал Переверзин. — Отзывать ходатайство об УДО очень не хотелось, так как УДО было выстрадано».

Тогда Переверзин решил «вскрыть себе брюшную полость» для того, чтобы его перевели их колонии в больницу. Он вынул лезвие из станка для бритвы и 23 января 2011 года осуществил задуманное. Однако заключенного не увезли из колонии, а поместили в местную медсанчасть. Там ему, как утверждает Переверзин, не была оказана качественная медицинская помощь, он был вынужден, «буквально обливаясь кровью», отозвать из суда свое ходатайство об УДО и жалобу на наложение первого взыскания.

Переверзин отметил, что в медицинскую карту не занесли сведения об инциденте, поскольку в противном случае пришлось бы проводить официальное расследование по установлению причин попытки суицида. Однако экс-заключенный располагает документами, подтверждающими случившееся.

«Сегодня я планирую подать в Следственный комитет России заявление о возбуждении дела в отношении администрации колонии № и сотрудников УФСИН Владимирской области, которые препятствовали моему условно-досрочному освобождению», — заявил Переверзин.

Как пояснил BFM.ru его адвокат Алексей Дудник, его подзащитный просит главу СКР Александра Бастрыкина возбудить дело по статье «злоупотребление должностными полномочиями» (статья 285 УК — до 10 лет колонии).

Владимир Переверзин не скрывает, что опасается неблагоприятных последствий после обращения в СКР. На вопрос BFM.ru о том, не боится ли он, что не него могут завезти очередное уголовное дело, осужденный ответил утвердительно: «Боюсь, но мною предприняты определенные меры безопасности». При этом он добавил, что до последнего опасался, что не выйдет из колонии никогда. Его освобождение отличалось от обычного. Сразу же после подъема, в 6 часов утра, Переверзин оказался один на улице, где его ждали двое гражданских, предложивших сесть к ним в машину. «Я ждал всего чего угодно. Могли отвезти в лес и закопать», — поделился своими опасениями Переверзин. Однако все обошлось. Его отвезли на автовокзал в Коврове, а с родными он встретился по дороге в Москву.

Вышедший на свободу «политический узник» не собирается сидеть, сложа руки, и обещает принять активное участие в акциях оппозиции. По словам Владимира Переверзина, за семь лет несвободы у него изменилось восприятие действительности и некоторое вещи его «шокируют». На президентских выборах бывший сотрудник ЮКОСа собирается голосовать за бизнесмена Михаила Прохорова. «Я считаю его состоявшимся успешным человеком, который может изменить Россию, несмотря на то, что про него говорят», — пояснил свой выбор экс-заключенный.

По словам Алексея Дудника, заявление его подзащитного в СКР должны рассмотреть максимум за месяц. Несмотря на то, что, по мнению защиты, у заявителя есть веские доказательства злоупотреблений со стороны администрации колонии № 5, Дудник сильно сомневается, что дело возбудят. «По нашему делу я всегда встречался с нарушением закона и игнорированием наших требований», — пояснил BFM.ru юрист. В качестве примера он привел тот факт, что после попытки суицида его подзащитного направили досиживать срок в колонию № 2 Владимирской области, где отбывают срок «многоходки». Тогда как впервые осужденные должны сидеть вместе с такими же, как они.