«Блатные мальчики» искали приключений

«Первый канал» в понедельник утром показал сюжет о том, что спецслужбы двух стран предотвратили покушение на Владимира Путина. Сообщение сопровождалось кадрами допросов задержанных в Одессе террористов и изъятия взрывчатки в Москве. После этого информацию об успехе ФСБ и СБУ официально подтвердили и в украинской спецслужбе, воздержавшись от подробных комментариев. «Росбалту» удалось пообщаться с участниками операции, а также жителями Чечни, которые хорошо информированы об обстоятельствах этой истории. В результате стала ясна картина произошедшего.

Главными ее героями являются отец и сын Асланбек и Адам Осмаевы. Эта семья хорошо известна в республике. Асланбек одно время возглавлял крупную нефтяную госкомпанию в Чечне, его родной брат Амин был председателем Верховного совета республики. Больше десяти лет назад Асланбек Осмаев обосновался в Москве, где занялся бизнесом, связанным с продажей топлива. «Это был очень обеспеченный человек», — рассказал «Росбалту» один из представителей чеченской общины в столице. Своего старшего сына (1981 года рождения) Адама он отправил еще в 1990-е годы в Англию, где тот закончил школу, а затем получил высшее образование. Младший сын Асланбека Рамзан (1984 года рождения) жил в Москве и одно время работал в столичной милиции. «Адама можно было смело отнести к так называемой «золотой молодежи», — отмечает собеседник «Росбалта». — Он очень хорошо учился в Великобритании, потом там же устроился на работу. Как и когда он сошелся с участниками бандподполья, сказать сложно». По данным оперативников, в середине 2000-х годов Адам стал тесно общаться с боевиком Чингисханом Гишаевым (позывной Абдул Малик).

Гишаев давно и хорошо известен спецслужбам. Он родился в 1983 году в селе Побединское Грозненского района, в 2000-е годы примкнул к боевикам, где дослужился до звания «эмира» Урус-Мартановского сектора. Гишаев стал одним из самых приближенных к лидеру бандподполья Доку Умарову. В задачи Абдул Малика входило обучение диверсантов минно-взрывному делу, а также подготовка смертников. По данным спецслужб, в его лагере, расположенном около села Катыр-юрт Ачхой-Мартановского района Чечни, побывали и некоторые молодые чеченцы, проживающие в Москве и за рубежом. В частности, в 2006 году там находились Адам Осмаев и 20-летний житель столицы Лорс Хамиев. Про этот визит узнали и сотрудники спецслужб, которые начали прослушивать телефонные переговоры подозрительных чеченцев в Москве. Из них можно было понять, что боевики готовят некое «второе 9 мая» (9 мая 2004 года в Чечне был взорван президент республики Ахмат Кадыров). Причем руководит операцией находящийся в столице Чингисхан Гишаев.

«Заговорщики» заметили, что за ними ведется наблюдение, и стали в срочном порядке покидать город. Весной 2007 года сотрудники ФСБ РФ в спешном порядке задержали Лорса Хамиева и двух его знакомых — Умара Батукаева и Руслана Мусаева. Адам Осмаев и Чингисхан Гишаев сумели скрыться, и их объявили в федеральный розыск. Вместе с Адамом исчез и его отец Асланбек, который, как подозревали оперативники, мог финансировать теракт.

После ареста подозреваемых, в Москве были обнаружены «Жигули» с взрывчаткой. У арестованных также изъяли записи следования различных кортежей по Кутузовскому проспекту, на котором они арендовали квартиру.

Сначала Батукаеву, Мусаеву и Хамиеву инкриминировали подготовку теракта в Москве 9 мая 2007 года. Однако в окончательном обвинении конкретная дата исчезла: в нем говорилось, что они хотели взорвать Рамзана Кадырова в момент его приезда в столицу. В 2009 году присяжные Мосгорсуда полностью оправдали Мусаева, Хамиев был приговорен к восьми годам колонии строгого режима. Умар Батукаев, оправданный заседателями по обвинению в подготовке покушения на Кадырова, получил пять лет колонии общего режима за незаконное приобретение и хранение оружия. В мае 2012 года он должен выйти на свободу.

Гишаев после неудавшегося покушения на Кадырова вернулся в Чечню, где за последние годы организовал серию терактов. Так, 20 марта 2008 года его отряд напал на село Алхазурово Урус-Мартановского района, где были убиты семь человек, в том числе пять милиционеров. После этой операции Умаров назначил Гишаева «главой высшего шариатского суда Имирата Кавказ».

В январе 2010 года Абдул Малик был уничтожен в Чечне в ходе спецоперации, которой руководил Рамзан Кадыров. Однако даже после смерти он громко напомнил о себе. Летом 2011 года в Грозном подорвались трое смертников: девять человек погибли, 20 получили ранения. Как установили спецслужбы, двое террористов – Магомед Дашаев и Адлан Хамидов – были подготовлены в свое время Абдул Маликом.

Что касается Осмаевых, то, по данным оперативников, они после 2007 года осели за границей. Причем, как считают в спецслужбах, Асланбек и Адам оттуда продолжали финансово помогать отряду Абдул Малика. В ноябре 2009 года «бухгалтер» Гишаева Айна Сидгалиева прибыла в Астрахань, чтобы получить очередной денежный перевод от Осмаевых в размере $50 тыс. Об этом знали сотрудники правоохранительных органов, которые устроили у банка засаду. Сидгалиева заметила оперативников, выхватила гранату и привела ее в действие.

По данным спецслужб, от Гишаева Доку Умаров знал, что в Москве сотрудники ФСБ РФ изъяли не всю взрывчатку, подготовленную для подрыва Кадырова. В 2011 году он через посредников вышел на Адама Осмаева, обосновавшегося в тот момент в ОАЭ, и отдал распоряжение организовать теракт в Москве. Те, в свою очередь, привлекли к работе уроженца Казахстана Илью Пьянзина и 25-летнего Руслана Мадаева. Оба молодых человека были тесно связаны с боевиками и хорошо знали Москву. В частности, Пьянзин работал в одном из столичных ЧОП. Мадаев родился в Москве, окончил здесь школу и тогда же чуть было не угодил в тюрьму. На него завели дело за нападение на одноклассника, которому Руслан угрожал кухонным ножом.

Согласно замыслу Умарова, террористы должны были потренироваться минно-взрывному делу в Одессе, где проживает большая чеченская община, а потом выехать для проведения «операции» в столицу.

Транзитом через Турцию Адам Осмаев, Мадаев и Пьянзин прибыли на Украину. В начале января они на съемной квартире «тренировались» с бомбой, когда произошел взрыв. Мадаев погиб, раненного Пьянзина задержали местные полицейские, а Адам, несмотря на травмы, сумел скрыться. 4 февраля к нему срочно прилетел отец Асланбек, после чего сотрудники СБУ схватили обоих Осмаевых. К расследованию подключились и специалисты ФСБ РФ.

Во время допросов Адам Осмаев неожиданно заявил, что конечной целью его группы было «поехать в Москву и попытаться совершить покушение на премьера Путина». При этом рассматривалось несколько вариантов теракта: с помощью противобортной мины или с использованием смертника. «Погибший (Мадаев – «Росбалт») был готов пойти смертником», — заявил Адам. В его ноутбуке оперативники обнаружили записи проезда кортежа Путина по Кутузовскому проспекту. Осмаев также указал место, где в Москве спрятана взрывчатка – ее еще в 2006-2007 гг. закопали неподалеку от правительственной трассы. По словам Адама, теракт он собирался осуществить после выборов президента РФ.

Собеседник в чеченской общине Москвы к версии, что Путину грозила реальная опасность, относится скептически. «Из всех этих персонажей угрозу представлял только Гишаев, который действительно являлся одним из лидеров бандподполья, но он убит, — отметил источник. — Адам Осмаев, Лорс Хамиев, Умар Батукаев, Руслан Мадаев — дети обеспеченных родителей, бездельники, которые искали себе приключений. Лорс действительно ездил к боевикам, в какой-то момент проникся их идеями, однако потом они ему разонравились и на момент ареста он уже не знал, как «соскочить» с этой темы. Батукаев же изначально не хотел во всем этом участвовать. В 2007 году похватали этих блатных мальчиков и «нарисовали» им покушение на Кадырова. В суде дело практически развалилось, настолько оно было шито «белыми нитками». Теперь пытаются «нарисовать» покушение на Путина. Даже взрывчатку и ту взяли старую, из покушения на Кадырова. Все это сильно «притянуто за уши», никакого теракта они организовать не могли. Находясь в тюрьме, Адам может наболтать все, что ему скажут. А в то, что к случившемуся причастен Асланбек, вообще никогда не поверю. Он просто вытаскивал непутевого сына из всяких передряг».

«Если бы не выборы, из случившегося не стали бы раздувать раскрытие заговора против будущего главы государства, — в свою очередь сообщил «Росбалту» источник в правоохранительных органах. — Задержанные боевики периодически признаются, что им было приказано убить Кадырова или Путина. Но это не значит, что они хоть немного были близки к задуманному».