Пришел Великий пост – время «устранения от злых дел»

Традиция поста берет свое начало с 40-дневного говения Господа Иисуса Христа в пустыне

Истинные православные отправились сегодня в длительный 48-дневный путь: пришло время Великого поста, которым верующие готовят себя к встрече Праздника праздников – Пасхи. Но не физическое самоистязание, а великое духовное измерение наполняет этот путь сокровенным смыслом.

«Хлеба не есть, а гневом опьяняться? Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое тело и не накормить голодного?» Эти слова Святителя Иоанна Златоуста, одного из величайших отцов Вселенской Церкви, жившего в IV – начале V вв. н. э., отражают главное предназначение Великого поста. «Истинный пост есть устранение от злых дел», – вторил современник Иоанна Златоуста – Святитель Василий Великий.

Великий пост установлен в православии в память 40-дневного поста Иисуса Христа, который Тот принял в пустыне. Это – самый длительный и строгий из четырех постов, которые ежегодно соблюдают истинные христиане, отмечает «Русская народная линия». Наиболее строгими являются первая (именуемая Неделей Торжества Православия) и последняя неделя поста, которая еще называется Страстной седмицей. Правда, Страстная седмица, строго говоря, находится уже за пределами календарного поста. Это – особое время, отличное от великопостного, но строгий пост в течение ее не только сохраняется, но даже усиливается.

Во время Великого поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, детям, пожилым людям, путешествующим, беременным.

Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует «светлой печали» великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения – балы, салоны, приемы, закрывались театры; на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр и веселья. Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме – полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами.

Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло несколько столетий, сообщает сайт «Пасха.ру». Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост, проводившийся в полном воздержании от пищи, уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в основу Великого поста, – подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2) и подготовку к празднику Пасхи.

«Что касается Великого поста, то он имеет миссионерское происхождение, – рассказывал на страницах сайта «Православие и мир» известный миссионер протодиакон Андрей Кураев. – Эти 40 дней вначале постились не христиане, а язычники – те язычники, которые хотели принять Крещение. И вот человек готовится к Крещению… Это не просто так: между делом забежал в храм, крестился и побежал дальше по своим делам. Крестились тогда взрослые люди. Христианских семей было еще мало, поэтому детей не крестили – практически не крестили; в христианских семьях крестили, но большинство было взрослых, которые уже сознательно пришли ко Христу. И вот человек готовился ко Крещению, но готовился не просто читая книжки, как это сегодня часто бывает, когда человек читает книжки, ходит на проповеди, ходит на лекции, затем решает: «Ну, вот пора уже креститься»… Нет, это была подготовка, в ходе которой человек должен был основательно перетряхнуть свою душу. И поэтому это было время его подвига, его молитв, его поста. А затем, представьте себе: вот вы – христиане, и вы встретили какого-нибудь там Тита Ливия, вашего соседа, который еще язычник. Вы начинаете ему проповедовать Евангелие, говорить о Христе. Он вас слышит, сердцем это приемлет и собирается креститься. И вот уже назначено время его крещения – а крестили тогда не каждый день: крестили в древней Церкви только несколько дней в году. Скажем на Рождество, на Пасху крестили, и еще несколько таких дней было, но прежде всего в Великую субботу перед Пасхой. И вот человек начинает поститься, готовясь ко Крещению. Он начинает поститься, потому что вы ему проповедовали Христа. Он живет в соседнем доме. И вот он заходит к вам, он постится, а у вас курочка на столе лежит. Вы – христианин, вы ему рассказываете о Христе и при этом там косточку обгладываете. А у него, бедняги, уже живот к спине прилип, потому что он постится… И вот, чувствуя неудобство этой ситуации, христиане решили сами поститься в это время – ради оглашенных, ради язычников, которых мы приводим ко Христу. И, таким образом, Великий пост первоначально зародился в христианской церковной среде как пост солидарности, как сугубое время молитв не столько даже о себе, а молитв о тех людях в том мире, в котором мы живем и который мы надеемся привести ко Христу. Сами же христиане в те времена постились не в Великий пост, не в Четыредесятницу, а в Страстную седмицу. И вот, собственно говоря, до сих пор наш пост состоит из двух частей – это Святая четыредесятница и затем Страстная седмица».

Первая неделя Четыредесятницы, как уже отмечалось, носит название Недели Торжества Православия. За ней следует Неделя Святителя Григория Паламы – великого богослова, жившего в XIII-XIV вв. Ее сменяет сначала Неделя Крестопоклонная, потом – Неделя Преподобного Иоанна Лествичника (VI-VII вв.), затем – Неделя Преподобной Марии Египетской (V в.) и, наконец, Неделя Цветоносная (Вербное воскресенье). Ну а венчает весь этот длительный период строжайшего говения Страстная седмица.

Настоящее путешествие, настоящее паломничество! И в конце этого пути – светлая радость Пасхи, которую выдержавшие этот путь христиане встречают как настоящий Праздник праздников. «Выдержавшие» – не в смысле «изголодавшиеся», а в смысле «духовно очистившиеся», внутри которых произошло то самое «устранение от злых дел».