Считать, что русских ненавидят в мире, будет ошибкой

В «Московских новостях» была опубликована очередная программная статья Владимира Путина «Россия и меняющийся мир», которая посвящена международной проблематике. Чувствуем ли мы себя частью европейской цивилизации? Или мы ближе к Азии? На этот вопрос в утреннем эфире «Вестей ФМ» попытался ответить Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика».

Кузичев: Сейчас Михаил Юрьевич расскажет нам свои ощущения от статьи, потом мы спросим у Михаила, чувствует ли он себя частью большой Европы, европейской цивилизации. Итак, Михаил Юрьевич, как вам статья?

Виноградов: Вы знаете, для того, чтобы дискуссия была шире, есть смысл делать акцент на полемическое направление статьи. Так интереснее, наверное, обсуждать. Я бы сделал акцент на двух моментах. Первый (прямо не говорится об этом Путиным, но про это идет речь) — что важнее во внешней политике, когда у тебя больше возможностей: когда тебя любят или когда боятся? Это вопрос не очень простой. Даже в нашей обыденной жизни мы понимаем, что с разными людьми вокруг эффективны разные тактики.

Кузичев: Да. Я вернусь к своей мысли по поводу европейской цивилизации. Один из ранних европейцев, помните, по этому поводу такую формулу выдал: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись».

Виноградов: Ненависть — конечно, чувство гораздо более сильное, чем любовь, как мы знаем, но, тем не менее, считать, что русских не любят или ненавидят в мире, — это большая ошибка. Любой, кто ездит периодически за границу, понимает, что это совершенно не так. К русским относятся с интересом, с любопытством и, в общем, с симпатией. Но вот колебание — важнее, чтобы тебя любили, говорили на одном языке или чтобы тебя боялись — свойственно общественному мнению и внешней политике России на протяжении всех 20 лет. У Путина все-таки есть некоторый крен в сторону того, чтобы тебя скорее боялись, но на этом крене он не настаивает, и, наверное, здесь он открыт к дискуссии.

Момент второй, который, мне кажется, важным: есть некоторое смещение приоритетов. Опять же, давайте обсудим, насколько оно обосновано. В отношении с Западом и отчасти с Европой ключевая тема — это безопасность. В отношении с Азией, прежде всего с Китаем, ключевая тема — это экономика. Получается, что от Китая не исходит угроза безопасности, а какие-то особенные перспективы в экономике с Америкой не так важны, как тема безопасности. Здесь тоже, наверное, можно подумать. На мой взгляд, конечно же, текст написан в достаточно критическом по отношению к американцам ключе и в то же время с некоторым таким «респектом», даже подчас уважительном страхом и по отношению к Китаю. Понятно, что Россия стремится Китай не дразнить, она гораздо хуже понимает Китай, чем США или Европу.

Но, наверное, здесь тоже происходит некоторое смещение акцентов. Все-таки говорить, что с Китаем точно все хорошо будет в политике, наверное, преждевременно, хотя заметим, что относительной той же Северной Кореи Путиным применена довольно симпатичная формула: соседей не выбирают. То есть такое существенно более ироничное и скептическое отношение, чем по отношению к Китаю.