Справедливость Путина: обещания и пожелания

В первой заметке «Путин и справедливость» мы разобрали картину справедливости в современной России в видении премьера. Здесь мы рассмотрим предложенные им решения главных социальных проблем, обозначенных в его статье. Эти решения мы можем разделить на две группы: 1.конкретные обещания и 2. Благие пожелания. Анализируя эти решения по группам социальных проблем, мы будем обращать внимание, конечно, на адекватность этих «решений» соответствующим проблемам, а также на такие два момента: 1.на кого возлагается исполнение обещаний, 2.каким образом и за счет чего премьер предполагает профинансировать свои «решения».

Различие обещаний и пожеланий чрезвычайно важно. Обещание предполагает объяснение источников его финансирования и указание конкретных исполнителей. Пожелание не требует такой конкретики. Оно просто повисает в воздухе, никого ни к чему не обязывая.

По проблеме безработицы решения, предлагаемые Путиным таковы. Решение первое — благое пожелание № 1, которое не стоит ни копейки — «Люди разного призвания — предприниматели, рабочие, специалисты, «бюджетники» — должны иметь поле для реализации своего потенциала, поле для профессионального и социального роста.»

Решение второе — благое пожелание № 2: «Предлагаю, чтобы Правительство до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны приняло Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций.» Людям негде работать, а все эти квалификации здесь вообще ни при чем. Не в тему мера. Зато она будет стоить копейки. А эффективность ее вообще ничего не стоит. Решение третье — благое пожелание № 3. — создать к 2020 году рабочую аристократию. «К 2020 году она должна составить не меньше трети квалифицированных работников — около десяти миллионов человек (с семьями — 25 миллионов).» Премьер считает народ за дураков. Во-первых, безработица существует сейчас. Во-вторых, как он создаст рабочую аристократию, если нет предприятий, на которых она может работать?

Итак, по этой проблеме мы имеем три благих пожелания, не требующих реальных финансовых затрат, не содержащих никаких конкретных механизмов их реализации. «Разведу беду руками». Премьер считает, что благих пожеланий достаточно для решения проблемы.

Настоящее решение проблемы безработицы требует возрождения и модернизации российской экономики. А для этого нужно перераспределение собственности, или нужно заставить олигархов развивать свою экономику, а не вывозить наворованное на Запад. Словом, нужно менять порочную социально-экономическую систему, на что Путин никогда не пойдет.

Проблема социального неравенства. Эта проблему у Путина не находит никаких решений, даже в форме благих пожеланий. Она просто вскользь упомянута. А ведь, это главная проблема. Но по ней премьеру нечего сказать. Следовательно, он — апологет сложившегося социального и имущественного неравенства. Он заявляет: «Увеличивать перераспределительные мощности государства уже некуда». Это ложь. Сегодня у нас со всех берется одинаковый 13% налог, и с богатых и с бедных. Кстати введен он именно Путиным — это одно из первых его решений, когда он впервые стал президентом. О прогрессивной шкале налогообложения и речи нет. А, ведь, на Западе, например, государство реально с помощью прогрессивной шкалы налогов сглаживает имущественное неравенство.

Проблема недоступности жилья состоит реально в том, что для 80% населения просто недоступно приобретение собственного жилья. Правда, в оценках Путина эта цифра в четыре раза ниже. Хотя он признает, что, например, ипотека сегодня малодоступна даже среднему классу. Каковы же решения?

Решение первое — благое безадресное пожелание — «снижать стоимость строительства, и не за счет заработной платы и охраны труда рабочих, а за счет снижения цен на строительные материалы, прекращения раздувания цен из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес.» Это пожелание для убедительности подкреплено ориентировочными цифрами, взятыми с потолка: «В совокупности мы можем снизить цены на современное комфортабельное жилье не менее чем на 20%, а в отдельных регионах — до 30%.» Заметим, что даже, если эти цифры будут достигнуты, большинство россиян все равно не смогут приобрести жилье.

Решение второе — общее пожелание о расширении раздачи земли строительным организациям под строительство жилья, причем тем, кто строит социальное, экономичное жилье и социальные объекты — бесплатно (в обмен на ограничение продажной цены жилья). Представляю, как поживятся на этом земельные спекулянты. Но простой народ ничего с этого не получит. Вместо того, чтобы дать бесплатно землю людям под застройку и помочь им дешевыми долгосрочными кредитами, как это делалось в СССР, Путин раздаст больше земли строительным фирмам, наживающимся на продаже жилья.

Решение третье — еще одно безадресное абстрактное благое пожелание — «Цена ипотеки должна снизиться вместе со снижением инфляции. Должны получить развитие сберегательно-накопительные механизмы — типа немецких стройсберкасс». Кто за это отвечает. Или цена ипотеки, прочитав статью Путина, сама собой снизится, сберегательно-накопительные механизмы сами родятся из пустоты и нищеты?

Решение четвертое — очередное безадресное благое пожелание — «надо создать цивилизованный рынок арендного жилья.» От слова надо, этот рынок не создастся сам собой. Кто и как это будет делать. Эти мелочи премьера не волнуют. Он сказал: надо и с него довольно.

Итак, по одной из острейших социальных проблем — проблеме жилья премьер досыта накормил нас не адекватными решениями, а пустыми благими пожеланиями.

А для вящей убедительности наш борец за справедливость подкрепил свои «решения» сказочными ориентирами: «В совокупности представленные меры дадут возможность к 2020 году решить проблему доступности нового жилья не для четверти, как сейчас, а для 60% российских семей. А к 2030 году — снять проблему полностью.» Ни одной конкретной меры, ведь, не было названо.

Проблема низкого качества и высокой стоимости коммунальных услуг. Какие решения тут? Обычные, дешевые благие пожелания, не требующие особых усилий и затрат.

Решение первое — благое пожелание — «Необходимо широкое обучение граждан основам законодательства и экономики ЖКХ.»

Решение второе — конкретное намерение — «установление социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, что позволит сделать их оплату более справедливой.» Представляю эти обоснованные нормы? Стоимость коммунальных услуг станет заоблачной.

Решение третье — из ряда правильных мер — модернизация ЖКХ. Однако, путь модернизации предложен фантастический — «создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту отрасль.» Частные инвесторы так накрутят цены, что государству за ними не угнаться, не говоря о потребителях. Но в основном частные инвестору в разрушенное ЖКХ вкладываться не будут. Это не выгодно.

Действительное решение проблемы предполагает государственное регулирование тарифов ЖКХ, мощные инвестиции государства в модернизацию и восстановление ЖКХ, государственное финансирование ЖКХ в должном объеме и субсидирование тарифов ЖКХ, чтобы затраты граждан на эти цели не превышали 20% их доходов. Но эти решения не для Путина. Ведь, они по настоящему реализовали бы социальную справедливость в этой сфере.

Проблема низких пенсий. Решение — абстрактное предположение или намерение — «пенсии непременно будут расти. Как и прежде, еще раз хочу сказать, что я против повышения пенсионного возраста.» В целом мутные рассуждения премьера вокруг пенсии сводятся к тому, чтобы на достойную пенсию пенсионеры сами себе откладывали. А государство им ее не гарантирует. Речь идет о развитии «накопительного компонента пенсионной системы». Большинству россиян нечего откладывать. Они еле-еле укладываются в текущие расходы. О сбережениях и накоплениях и речи не идет. Так, что предложенное Путиным решение — пустой треп. Без перераспределения национального дохода и ВВП пенсионеры не будут получать достойную пенсию. А государство и частники будут заниматься махинациями с пенсионными деньгами.

Проблема низких зарплат бюджетников. Их всех бюджетников Путин избрал для своих благодеяний учителей и врачей. Какие же предложены решения?

Учителям даны следующие конкретные обещания: «Начиная с этого года субъекты Федерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона.» Заметим, что повышение зарплаты возложено на региональные власти, у которых денег ни на что не хватает, и уж такое повышение точно не заложены в региональные бюджеты. Путин обещает, а исполняют регионы. Ловкий ход.

Еще одно более щедрое конкретное обещание — «Начиная с 1 сентября этого года будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов — до размера средней зарплаты по региону. В течение же 2013 — 2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике.»

На кого возложено? На государство. Однако, смущает пятилетняя проволочка с повышением. Смущает также то, что такое повышение не заложено хотя бы в текущем бюджете страны. Наверное по принципу: наобещать до выборов, а потом никто и не спросит.

Такие же обещания даны некоторым другим категориям бюджетников: «Аналогично за несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры. При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы — 200% от средней зарплаты по региону.»

По этому поводу Путин намекает, что «важно использовать серьезные внутренние резервы отраслей — в частности, реорганизовать неэффективные организации и программы. Такая реорганизация должна дать не меньше трети от необходимых средств.» Переводя на доступный язык: решение таково: сократить количество бюджетников и за счет этого увеличить зарплату оставшимся. Очень гуманное и справедливое решение. А главное экономное для бюджета. Браво, премьер-гуманист.

Конкретные обещания о повышении зарплаты бюджетникам Путин сопровождает целым рядом оговорок. Повышать зарплаты в общем надо, но дифференцированно. В зависимости от качества труда, с учетом региональных условий. Т.е. повышение ждет не всех и с оговорками. «При этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат.» Конечно, это экономнее для бюджета. И мудро разделить бюджетников по имущественному признаку, разжечь между ними социальную рознь и зависть. Ведь, ясно, что при дележе надбавок к зарплате в реальной практике будет учитываться вовсе не профессионализм.

Короче, не сильно радуйтесь, бюджетники. Вам еще долго ждать реального повышения зарплаты, и повысят ее не всем. И ни слова Путин не сказал о том, что реальная зарплата бюджетников совершенно неудовлетворительна и не обеспечивает им достойный уровень жизни. Даже повышение ее в два раза через пять лет — это недостаточная мера.

Проблема низких стипендий решается обычным безадресным благим пожеланием — «Стипендия для тех, кому она реально необходима, кто без нее не сможет продолжать образование (и кто, разумеется, хорошо учится), должна достигнуть прожиточного минимума студента.» Чтобы придать весу этому пожеланию премьер называет цифру: «На сегодняшний день это означает прибавку к стипендии в размере 5 тыс. рублей в месяц.» Кто, из каких средств это сделает — бог весть. Не волнуют премьера такие детали.

Проблема невостребованности выпускников вузов. Здесь у Путина два взаимоисключающих решения. Одно — это благое пожелание — «Нельзя согласиться с теми, кто предлагает снизить прием в вузы, чтобы большинство молодых людей ограничивались обучением в техникумах или в системе профобразования.» Это так, для маскировки. Другое — конкретное намерение сократить количество вузов путем их слияния. «Вузы, которые потеряли рынок труда для своих выпускников, которые не ведут серьезных исследований, будут присоединены к сильным университетам со сложившимися коллективами и традициями.» Меньше вузов — меньше выпускников. Так решается проблема безработицы молодых специалистов. Нет человека — нет проблемы. Гуманно. Почти по сталински. Сохраним вузы путем их вырезания. Оруэлл отдыхает.

Проблема вымирания страны. Здесь Путин предается для начала мечтаниям: «Если же нам удастся сформулировать и реализовать эффективную, комплексную стратегию народосбережения — население России увеличится до 154 млн. человек.» Он и сам не уверен в реалистичности этих мечтаний.

Конкретно по проблеме пока предложено три решения. Первое решение — «Предлагаю ввести в субъектах Федерации, в которых сохраняются негативные демографические тенденции, специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей, до достижения ими трехлетнего возраста — в размере прожиточного минимума ребенка. Конкретно — это будет означать прибавку около 7000 рублей в месяц. Федеральный бюджет окажет поддержку регионам, которые введут такое пособие, до 90% от необходимых средств в 2013 году с постепенным увеличением собственных средств региона до 50% к 2018 году. «

Вообще-то одного ребенка семья сегодня с трудом содержит. И причина этого — бедность. А Путин собирается помогать при рождении только третьего ребенка. Т.е. пособие обещано лишь на третьего ребенка. Это — не решение, да и размер помощи не внушает оптимизма.

Второе решение — благое безадресное пожелание — «должна быть реализована специальная программа по первоочередному улучшению жилищных условий для семей с тремя и более детьми.» А с двумя, или одним ребенком, перебивайтесь как хотите.

Третье решение — еще одно несбыточное благое пожелание — «умная» миграционная политика, построенная на четких требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие риски. Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи.» Да кто сюда приедет, в нищету и безработицу?

Короче путинские решения главной нашей проблемы — вымирания страны совершенно недостаточны, не конкретны и неэффективны. Они не касаются главной причины этой проблемы — вопиющей бедности народа и вопиющего социального неравенства. Дети стали в современной России — роскошью, позволительной лишь для богачей. Только устранение этой фундаментальной несправедливости может решить нашу демографическую проблему. Путин об этом молчит, как партизан на допросе.

Проблема качества образования. Здесь премьер понес полную пургу. Предложенные им меры по сути продолжение порочной болонской политики: 1.ужесточение контроля за качеством высшего образования (вузы и так замордовали процедурами аккредитаций и аттестаций, чехардой с госами, непрерывными реформами, бумажным валом), 2.ужесточить требования к урвню знаний абитурентов (развалив школьное образование, давайте ужесточим требования к уровню выпускников школ. Тогда в вузы вообще некого будет принимать). В-третьих, с упорством, достойным лучшего применения, премьер держится за порочную систему ЕГЭ, которую он собирается ужесточить и усовершенствовать. Нож, вырезающий на корню нормальный педагогический процесс, надо заточить получше. «Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений и при этом — сохранить его несомненные достоинства, рациональное зерно.» При этом по фарисейски приводится насквозь лживое оправдание ЕГЭ: «главное — возможность для ребят из сельской местности, из отдаленных территорий, из семей с разным уровнем достатка продолжить обучение в лучших региональных и федеральных университетах.» ЕГЭ как раз усиливает социальное неравенство в образовании. Учащиеся сельских школ имеют заведомо низкие знания и проигрывают учащимся из центров. ЕГЭ выступает как орудие социального неравенства в образовании. Да и по финансовым причинам талантливые ученики из провинции не могут учиться в престижных вузах. При ЕГЭ или без ЕГЭ социальное неравенство в образовании остается. И Путин никаких реальных решений проблемы не предлагает. Устранить неравенство в образовании нельзя, если не устранено социальное неравенство в обществе.

Итак, подведем итог. Предложенные Путиным решения социальных проблем в основном состоят из пустых благих пожеланий или конкретных обещаний, не обеспеченных реальными средствами и механизмами реализации. Главное, решения Путина финансово не обеспечены.

Вот цифры. Из официального бюджета РФ на 2012 год с сайта минфина: ВВП на 2012 год — 58 683,0 млрд. рублей, расходы бюджета — 12 656, 443 млрд. рублей. Дефицит госбюджета — 876, 588 млрд. рублей. Где же деньги и немалые на исполнение немногочисленных конкретных обещаний Путина? В бюджете их нет.

Сошлемся на статью, опубликованную на нашем сайте, «Предвыборные обещания Путина будут стоить бюджету 5 трлн. рублей»: «Центр макроэкономических исследований «Сбербанка» проанализировал статью Путина о социальной политике и посчитал, в какую сумму обойдутся бюджету заявленные намерения кандидата в президенты: повышение зарплат педагогам и врачам, стипендий, пособий на детей и квартиры ветеранам. Получилось 5,1 трлн. рублей в 2012-2018 году, приводят данные Ведомости.»

Эти деньги сопоставимы с половиной годового бюджета России. В бюджете таких денег просто нет. Однако, бюджет составляет лишь 20% ВВП России. В принципе если изменить распределение собственности и соответственно ВВП, то такие деньги в России есть. Но, ведь, об этом нет речи у Путина.

Поэтому реальных решений острейших социальных проблем Путин принципиально не может предложить по двум причинам: 1.при нынешней российской СИСТЕМЕ эти проблемы неразрешимы, а СИСТЕМУ Путин менять не может, не хочет и не будет, 2.понятие социальной справедливости у Путина расходится с понятием социальной справедливости у народа.

Об этом поговорим подробнее в третьей статье.