Россия от Курил до Енисея

В ноябре прошлого года Президент РФ Дм. Медведев и премьер-министр В. Путин на встрече с активом партии «Единая Россия» предложили создать акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Разработать предложения было поручено главе МЧС С. Шойгу.

Вконце января нынешнего года Сергей Шойгу, выполняя данное поручение, предложил создать для развития региона, по площади равного половине страны,госкорпорацию.

Мы попросили губернатора Хабаровского края Вячеслава ШПОРТА выразить своё отношение к этой инициативе по развитию региона.

Против нового районирования

— Владимир Путин на ноябрьской встрече чётко обозначил границы территории, которой, по планам, предстоит заняться новой государственной структуре. От запада Красноярского края до Камчатки, Сахалина и Курил.

Естественно, я, как дальневосточный губернатор, обдумал предложение президента и премьера. Что вспомнилось в этой связи?

Будучи депутатом Государственной думы, вместе со своими коллегами я боролся противнового районирования Восточной Сибири и Дальнего Востока. Тогда люди с высокими учёными степенями и не менее высокими государственными постами чертили на карте восточных регионов страны изотермы — линии среднегодовых температур.

Намёк прозрачный. Значит, сквозило в умозаключениях разработчиков нового районирования, северный и районные коэффициенты из зарплат моих избирателей можно вычесть. С благой якобы целью: сэкономленные таким образом средства можно направить… на развитие региона.

Согласиться с подобным предложением, которое в Думе пробивалось довольно настойчиво, было для меня недопустимо. Мне ли, коренному дальневосточнику, было не знать, как оно навредит моим землякам, и без того живущим в довольно сложных условиях. Мы срочно создали депутатскую группу, в которую вошли наши коллеги-дальневосточники и депутаты — северяне со всей России.

Мы были настойчивы и бескомпромиссны. Старались объяснить коллегам, что при таком секвестре зарплат дальневосточников и северян развивать регион будет некому. Да и не для кого. Люди станут покидать эти территории.

Отстоять свою точку зрения было чрезвычайно сложно. Нам противостояло сильное финансовое лобби. Скажу откровенно, без поддержки Владимира Путина, бывшего тогда президентом, победить в той борьбе было бы невозможно. Владимир Владимирович не только чётко обозначил свою позицию, но и поддержал нас, а значит, всех дальневосточников и северян. Я до сих пор благодарен ему за это.

Прекрасно понимаю, что между той бездумной изотермой и нынешним предложением премьера не только расстояние в десять лет, но прежде всего последовательный путь чёткого понимания значимости, необходимости этого региона для России.

Опыт прошлых лет

— Вообще-то в нашей стране уже был опыт создания государственных структур для развития Дальнего Востока. Помните, в 70-е годы прошлого века было сформировано министерство строительства в районах Забайкалья и Дальнего Востока — Минвостокстрой.

— Не только помню, но и считаю этот пример очень показательным. Какие тогда были стройки на Дальнем Востоке! В Амурской области завершили строительство Зейской ГЭС, приступили к возведению Бурейской. В Хабаровском крае, в Комсомольске-на-Амуре ускоренными темпами развивалось промышленное строительство. Построили Дальневосточный передельный металлургический завод. Только перестройка остановила возведение судостроительного завода «Парус» и машиностроительного завода — смежника нынешнего КнААПО.

Убеждён, новую структуру нужно создавать под значимую и реальную задачу.

— Вячеслав Иванович, если прослеживать историю развития Дальнего Востока, то можно вспомнить и Российско-американскую компанию. В середине XIX века, в годы освоения Амура, правительство России заключило контракт с этой частной компанией. На её судах перевозили грузы, людей.

— Российско-американская компания имела поселения-фактории не только на нашем Дальнем Востоке, но и на американской Аляске, входившей в состав Российской империи. Для сообщения с ними у компании был свой флот. Правительство пришло к выводу, что дешевле фрахтовать суда для освоения Амура, чем строить новые.

Сегодня есть разные мнения относительно создания госкорпорации. Обращаясь к опыту прошлых лет, можно вспомнить, что и генерал-губернатор Муравьёв-Амурский часто высказывал критическое мнение по поводу взаимодействия правительства и Российско-американской компании. Но история доказала, что решение о сотрудничестве было верным.

Ведь какая грандиозная задача стояла перед государством — освоение Амура!

Достойные проекты

— Авторы концепции о госкорпорации считают, что развитие региона потребует миллионы специалистов по строительству, транспорту, горному делу, современным технологиям. Есть в крае проекты, достойные госкорпорации?

— Безусловно. На базе наших портов Ванино и Советская Гавань создаём транспортно-промышленный узел и особую портовую экономическую зону — первую в России. Через мощные терминалы намечено переваливать до ста миллионов тонн грузов, для реализации этих планов уже завершена проходка Кузнецовского тоннеля, идёт расширение железнодорожного полотна на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань.

Южно-корейской корпорацией «Международный аэропорт Инчон» с компанией «Дэу Инжиниринг» разработан генеральный мастер-план развития международного аэропорта Хабаровск, способного конкурировать в сфере международных авиаперевозок.

В середине февраля нынешнего года в крае произошло значимое событие — заложен памятный камень в основание будущего горно-обогатительного комбината «Белая гора» в Николаевском районе. Ввод объекта намечен на первый квартал 2013 года. Следом за ним будут запущены подобные комбинаты в Аяно-Майском районе. В нынешнем году введём горно-добывающий комплекс на месторождении Албазино в районе имени Полины Осипенко. Готовится сдача самого современного гидрометаллургического комбината в Амурске по производству золотого сплава.

Ввод этих объектов позволит к 2015 году довести уровень добычи драгоценных металлов до 18 тонн в год. Будут трудоустроены 2500 человек, в территориальный бюджет ориентировочно поступит не менее 3,5 миллиарда налоговых платежей.

Серьёзные средства инвестирует ОАО «СУЭК» в развитие Ургальского каменно-угольного месторождения. К 2015 году объём добычи планируется увеличить более чем в два раза.

Пять приоритетных инвестиционных проектов реализуются в лесопромышленном комплексе края. За последние три года производство пиломатериалов увеличилось в 1,3 раза, их поставки на экспорт выросли втрое. Высококачественные материалы отгружаются в Германию, Бельгию, Францию.

Важнейший инвестиционный проект для лесного сектора экономики не только Хабаровского края, но и всего Дальнего Востока — строительство в нашем крае межрегионального целлюлозно-бумажного комбината. Ориентировочная стоимость объекта — 47 миллиардов рублей. Срок реализации — 2013-2018 годы.

Ведётся масштабная реконструкция нефтеперерабатывающих заводов. Объём инвестиций — 52,9 миллиарда рублей, освоено около 40% средств.

Хабаровский край обладает серьёзными ресурсами для строительства мощного производства по выпуску азотно-туковых удобрений, метанола. Комплексный подход к развитию региона непременно приведёт и к возрождению химических мощностей, которые раньше занимали не последнее место в хозяйстве региона.

А какие возможности даст реконструкция БАМа! Она откроет доступ в кладовую с несметными богатствами — к месторождениям, расположенным вдоль Байкало-Амурской магистрали.

Для нас чрезвычайно важно ещё одно обстоятельство. Все действующие и перспективные инвестиционные проекты усилят формирующееся в крае ядро современных конкурентоспособных промышленных производств: авиа- и судостроение, металлургическая отрасль. Им тоже необходимы инвестиции.

Не только контролировать, но и анализировать

— Снижение железнодорожного тарифа на перевозку грузов на Дальний Восток и в обратном направлении — это проект, достойный государственной корпорации?

— Вот мы и подошли к самому главному вопросу в создании госкорпорации. Убеждён, у будущей структуры самой сильной стороной должно быть умение анализировать, а не только контролировать освоение средств.

Ведь сегодня не проблема отыскать современную, передовую технологию. Вопрос в том, чтобы найти средства для её приобретения, ввезти технологию в страну, доставить на Дальний Восток. А потом, после её запуска в работу, ещё предстоит биться за то, чтобы энерготарифы не задушили экономику производства.

Так что государственная корпорация если берется помочь инвестору, бизнесмену, создать им преференции, а в конечном итоге поддержать жителей региона — какие вопросы? Она необходима.

— Для развития Дальнего Востока существуют различные программы. Их целью провозглашается создание комфортных условий для проживания людей. А критериев комфортности никто не называет.

— Я недавно во время рабочей поездки в Комсомольск-на-Амуре встречался со студентами. Разговор получился живой, откровенный. Что для молодых важно? После окончания вуза найти хорошую работу или открыть своё дело, получать достойную зарплату, создать семью, приобщаться к культуре, иметь возможность для полноценного отдыха.

Убеждён, ставку в развитии таких сложных, удалённых от центра регионов, как Хабаровский край, нужно делать на местное население, особенно молодёжь, создавать все условия для нормальной жизни людей на своей малой родине. В этом направлении и работает региональное правительство.

В крае есть современные привлекательные производства, но их ещё недостаточно. Мы сохранили образовательную вертикаль в профессиональном обучении: лицей — колледж — вуз. Задача в том, чтобы приблизить обучение к производству.

С 2007 по 2010 годы жилищные условия улучшили 1425 молодых семей. В 2011-м новоселье справили ещё 500 семей. Хотим строить больше, чтобы закрепить молодёжь.

— Перед открытием осенью прошлого года Дальневосточного международного экономического форума, выступая на конференции, вы затронули проблему газификации края. В частности, подчеркнули, что в настоящее время она настолько актуальна, что обойти её не удастся ни региональной, ни муниципальной власти.

— Это как раз один из очень важных шагов по созданию комфортных условий проживания людей. Дома жителей многих поселений края до сих пор отапливаются по старинке — дровами или углём. За последние годы при поддержке ОАО «Газпром» многое сделано, чтобы газ пришёл в города, поселения края. Люди видят эти перемены, ощущают их в реальной жизни. На газ переведены многие предприятия, ТЭЦ, муниципальные котельные.

Сегодня наступил другой этап. Нужно завести экономичное топливо в индивидуальные дома, создать людям новый уровень комфорта.

Газификация Сибири и Дальнего Востока — это проект, достойный госкорпорации. Помните знаменитое выражение о том, что могущество России будет прирастать Сибирью? И Дальним Востоком, конечно. Так что нужно приветствовать любые шаги в направлении развития этих территорий.

Для меня сейчас важны последовательность и настойчивость президента и премьер-министра страны, их глубокая заинтересованность в развитии Дальнего Востока.

Зная характер Путина, его глубокое понимание проблем нашего региона и деятельное участие в их решении, не сомневаюсь: премьер не отступится, сделает всё возможное для развития дальневосточной территории и Хабаровского края, выступающего одним из ключевых проводников политики государства на Дальнем Востоке.

— Благодарю за интервью.