Люка Хардинга все-таки впустили в Россию

Журналист британской газеты The Guardian Люк Хардинг, которого не впустили в Россию в феврале прошлого года, выступил в среду на брифинге в Хельсинкской комиссии Конгресса США и рассказал о подробностях своей работы в Москве и о том, как в 2011 году он стал в России нежелательной персоной.

Хельсинкская комиссия назвала брифинг «Депеши из Москвы: завораживающий рассказ Люка Хардинга о преследованиях КГБ». «Тема преемственности методов спецслужб России от ЧК, НКВД, КГБ до ФСБ — была одним из лейтмотивов выступления британского журналиста», — сообщает радио «Голос Америки». В опубликованном в Twitter ВИДЕО Хардинг прокомментировал радиостанции свое выступление.

Люк Хардинг подробно рассказал о том, как ФСБ создавала вокруг него атмосферу, в которой он чувствовал страх за себя и за своих близких. «Иностранные журналисты в России работают в условиях, когда им ежедневно приходится делать выбор между угрозой потери визы, а, значит, и работы, и нежелательными для власти темами своих репортажей», — сказал Хардинг.

По его мнению, психологическое давление часто становится причиной самоцензуры среди иностранных журналистов в России.

Люк Хардинг привел примеры тем, которые, по его опыту «нежелательны для российских властей». По его мнению, их три. Первая — коррупция, причем не «абстрактная, о которой можно много и свободно говорить и писать», а конкретная — с именами и фактами.

Второй секретарь посольства России в США Сергей Кузнецов подверг сомнению существование каких-либо конкретных доказательств коррумпированности высших эшелонов власти в России. Кузнецов попросил журналиста назвать их, если ему удалось такую информацию получить. Люк Хардинг указал на проведенные им расследования, результаты которых опубликованы в его книге «Мафиозное государство», посвященной современной России.

Вторая «запретная» тема — Рамзан Кадыров, по словам Хардинга, «ближайший союзник Путина на Северном Кавказе и опасный человек». Каждый, кто пытается писать правду о Кадырове, осознает уровень риска, полагает Хардинг. Третья тема — деятельность российских спецслужб. Журналистское вмешательство в эту сферу жестко ограничено и наказуемо, подчеркнул он.

По убеждению журналиста, политическая система в России не может измениться, пока у власти находится Владимир Путин, а возвращение премьера в Кремль в качестве президента — неизбежно. Хардинг уверен, что Владимир Путин очень хочет остаться как можно дольше у руля страны, вне зависимости от того, «хотят или не хотят его там видеть» граждане страны.

Напомним, Люк Хардинг работал корреспондентом The Guardian в Москве в течение нескольких лет. В апреле 2010 года его задерживали в Ингушетии — до того он взял интервью в Дагестане у отца Мариам Шариповой, смертницы, взорвавшей бомбу в московском метро.

В декабре 2010 года в британской газете была опубликована статья Хардинга, в которой он сообщил, что Путин, скорее всего, знал о предстоящем убийстве бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Последние месяцы перед высылкой Хардинг работал над материалами, которые The Guardian публиковала по договоренности с WikiLeaks, в том числе о России, ее руководстве и ключевых фигурах политики и бизнеса.

В 2007 году The Guardian одной из первых опубликовала статью, где высказывались предположения, что бенефициаром компании Gunvor может являться Владимир Путин. По словам лидера движения «Демократический выбор» Владимира Милова, Хардинг помогал оппозиционерам в процессе по делу против главы Gunvor и «друга Путина» Геннадия Тимченко.

Фрагменты книги Хардинга «Мафиозное государство: Как один журналист стал врагом новой жестокой России» были опубликованы в журнале «Власть» в октябре прошлого года.

Отметим, что после разгоревшегося скандала Люка Хардинга все-таки впустили в Россию.