Митинги протеста превращаются в ярмарки тщеславия

Какой протест, если ваши зубы не отбелены, а на руке нет дорогих часов?

Самое популярное слово нынешнего года — «митинги». Оказалось, многие хотят выразить свой протест — причём не важно, по поводу чего именно. Гораздо важнее — в чём.

Пригламуренная оппозиция

С самого начала протесты, прокатившиеся главным образом по столице, окрестили «революцией норковых шуб». Сначала казалось — вот мятежники и мятежницы XXI века! Призывают в блогах поберечь меха, но вот шпильки — обязательно надеть, чтобы с особой жестокостью «от…ть» полицию, если вдруг та поволочёт в «воронок».
Когда Путин запустил одну из своих едких шуточек про белые ленты митингующих, которые показались ему презервативами, оппозиционеры закипели.

Но, когда отказывает чувство юмора, начинает отказывать и здравый смысл. Потому что одновременно произошло несколько вещей. В «Фейсбуке», «Живом журнале» и «Твиттере» люди только и спрашивали друг друга: «А ты идёшь? Сам Вася Пупкин идёт! И я пойду!» Многие уже плохо помнили, за что, почему и ради кого. Витала в воздухе фраза «честные выборы» — а вы что, против? Нет, мы — за

Так день за днём митинги превратились в актуальную тусовку, а затем и в тусовку модную. Девушки и женщины детородного возраста, наслышавшись о том, что на митинге можно встретить «приличного мужчину» (естественно, свободного, потому что занятые по домам сидят), поняли, что они тоже за честные выборы. Хотя сами на эти выборы даже не ходили… Натянули лучшие «меха с ВДНХ», каблуки, накрасили губы волнующим блеском и потянулись на Болотную и другие точки (благо появился выбор). Конкуренция заставила проявить больше креатива. В ход пошли «рабочие» цвета (психологи считают, что в них на женщину 100% обратит внимание мужчина) — розовый, красный. Митинги оппозиции мало-помалу стали превращаться в то, во что в столице превращается любая тусовка, — в ярмарку тщеславия.

У ярмарки немедленно появился и свой «гламурный идеолог» — дизайнер Александр Арутюнов. Он уже дал интервью «Комсомольской правде», и другие газеты с визгом подхватили «вкусную» тему: так вот он какой, оппозиционный гламур.

«Дизайнер-идеолог»

Так, Александр предлагает украсить их стразами и объясняет, в чём лучше ходить на митинги дамам: «Розовый — это тепло, живо, гламурно, жизнеутверждающе наконец! И потом, столичные светские дамы, которых я немало встретил на митинге, этот цвет традиционно любят. Ленточки и шарфы лучше всего украсить какой-нибудь яркой вышивкой, личными монограммами».

Дальше — больше. «Дизайнер-идеолог» создал сайт fashionprotest.ru, вещает о том, что «митинги прикольнее клубов» (а главное, дешевле и без фейс-контроля. — Ред.) и что «тусоваться нужно там». «Когда приехал (на Болотную. — Ред.), то был удивлён, встретив тех, кто в Москве является показателем моды и стиля, людей с хорошим достатком, на хороших машинах и с правильными часами, — говорит дизайнер в интервью. — Я всегда обращаю внимание на часы — у меня их много. Это очень важно — сразу ясно, насколько достойный человек перед тобой. Я советую одеваться поярче и надевать самое лучшее», — утверждает он.

Можно ли в принципе воспринимать митинги оппозиции как серьёзную силу, как осознанный протест, если его превратили в гламурную — точнее пригламуренную — тусовку? Ведь даже те, кто ни одним боком не имеет отношения к какой-либо из наших «элит», могут сделать пару снимков айпадом и рассказать друзьям (а главное, подружкам), как стоял буквально плечом к плечу с владельцем известной компании по продаже бытовой техники!

«Пусть приходят красивыми!»

Мы спросили известных людей о том, что они думают по поводу «гламура на митингах».

«Какая мода, когда последний раз был такой сильный мороз! — сомневается стилист Влад Лисовец. — Хотя наверняка есть и те, кто старается обратить на себя внимание. А чего только не сделаешь, если очень хочется замуж или жениться. Тут все средства хороши. Почему бы не использовать и политическую площадку в личных целях? Не исключу, что эти люди стараются нарядиться, чтобы привлечь взоры, и длинными ногами в мороз можно посветить ради результата».

Действительно, даже некоторым лидерам протеста, похоже, абсолютно всё равно, по какой причине Болотная площадь заполняется людьми.

«Мне на самом деле неважно, что движет людьми, которые идут на митинги, — честно призналсядепутат Геннадий Гудков, — в нашем случае — это личное дело. И неважно, обсуждают они стилистику одежды или какую ленту повязать — со стразами или нет, называют они митинги модой или убеждением. Не страшно, что молодое поколение следит за митингами как за модной тенденцией. Пусть приходят красивыми. Поэтому я за моду ходить на митинги — это перспективный тренд».

«В последнее время у меня формируется чёткое ощущение, что митинги — это место для тусовки, — поделилась с нами фигуристка Татьяна Навка. — Особенно я замечаю, что модно входить именно в оппозицию. Причём люди не знают, против чего они оппозиционируют. Ведь если допустить, что я вступаю в оппозицию, то я должна чётко знать, против чего я выступаю и что поддерживаю: банально — это плохо, а это хорошо. Соответственно, я могу предложить, что именно нужно поменять, чтобы было хорошо. А в ситуации на Болотной люди просто тупо следуют моде, с трудом понимая, что они делают. Ведь никто толком не может ответить на вопрос: чего именно хочет оппозиция?

С точки зрения конкретики мне понятны митинги в поддерж­ку Владимира Путина — есть кандидат, человек, который что-то сделал, доказал, и за это его поддерживают. А вот зачем собираются люди на Болотной — непонятно.

Действительно, создаётся впечатление, что оппозиционерам скучно, неинтересно жить, от нечего делать они собираются и начинают митинговать. Меня эта ситуация просто удивляет. А в этом свете советы стилистов, что лучше надеть, ещё и веселят».